Рабочая программа педагога психолога

Рабочая программа
педагога – психолога
на 2018-2019 учебный год.

Разработчик:
Кузнецова О.Н
педагог-психолог

п.Троицкий, 2018г.

Оглавление
I. Целевой раздел ................................................................................................. 4
1.1

Пояснительная записка .......................................................................... 4

1.2. Цели и задачи реализации программы. .................................................. 5
1.3 Основные принципы дошкольного образования: .................................. 6
1.4. Основные подходы к формированию программы. ............................... 7
1.5. Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства... 8
1.6. Планируемые результаты освоения Программы .................................11
Физическое развитие: .................................................................................11
Социально-коммуникативное развитие: ..................................................12
Познавательное развитие: ..........................................................................13
Речевое развитие: ........................................................................................13
Художественно-эстетическое развитие:...................................................14
1.7 Критерии результативности деятельности педагога – психолога. .....14
II. Содержательный раздел ..............................................................................16
2.1.Основные направления деятельности педагога-психолога .................16
2.1.1. Психодиагностика ............................................................................16
2.1.2. Психопрофилактика .........................................................................17
2.1.3. Коррекционная и развивающая работа. .........................................17
2.1.4. Психологическое консультирование ..............................................19
2.1.5. Психологическое просвещение .......................................................19
2.2 Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья. .............................................................................20
2.2.1. Психолого-педагогическое обследование детей ..........................21
2.2.2. Основные направления коррекционной работы по освоению
образовательных областей .........................................................................24
III. Организация системы взаимодействий педагога- психолога................30
3.1. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в
условиях реализации ФГОС .........................................................................30
С руководителем ДОУ ...............................................................................30
Со старшим воспитателем .........................................................................30
С воспитателем ...........................................................................................31

С музыкальным руководителем ................................................................33
С инструктором по физической культуре ...............................................33
Взаимодействие с семьями воспитанников ...........................................34
Основные формы взаимодействия с семьей ............................................35
IV. Организационный раздел ...........................................................................35
4.1 График работы педагога-психолога .......................................................35
4.2. Оснащение кабинета педагога-психолога ............................................35
4.3. Методическое обеспечение программы ............................................36
Приложение .......................................................................................................39

I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с
основной образовательной программой МКДОУ «Детский сад №19
«Тополек».
Реализуемая

программа определяет содержание

и

структуру

деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика,
психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и
поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями
воспитанников и педагогами.
Рабочая программа включает в себя организацию психологического
сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям

–

физическому,

и

социально-личностному,

познавательно-речевому

художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных,
развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.
Значительное

место

уделяется

целенаправленной

деятельности

по

профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных
особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
Программа

разработана

в

соответствии

со

следующими

нормативными документами:
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации";
- постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении
САНПИН» 2.4.3049-13»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка

организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным

программам

–

образовательным

программам

дошкольного образования»; -Федеральным государственным стандартом
дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155;
- Уставом ДОУ
- С учетом примерной программы дошкольного образования «ОТ
РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.
А. Васильевой.
Режим работы детского сада
ДОУ работает 5 дней в неделю с 07.30 до 17.30.
Режим работы педагога-психолога на 0,5 ставки – 18 часов в неделю.

1.2. Цели и задачи реализации программы.
Цель программы создать каждому ребенку в детском саду
возможность для развития способностей, творческой самореализации,
определение основных направлений психологического сопровождения
реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного
формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе
общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных
качеств с приоритетным направлением: познавательное и речевое
развитие;

предпосылок

учебной

деятельности,

обеспечивающих

социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом
развитии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- охрану и укрепление психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с
их

возрастными

и

индивидуальными

особенностями

и

склонностями, развития способностей и творческого потенциала
каждого ребѐнка как субъекта отношений с самим собой, другими
детьми, взрослыми и миром;
- обеспечение

психолого-педагогической

поддержки

семьи

и

повышения компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья
детей;
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных
задач развития, обучения и социализации;
- обеспечение психологического сопровождения разработки и
реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия
работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социальнопсихологических условий для успешного развития и обучения каждого
ребенка.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в
зависимости от возраста детей, уровня их развития.
1.3 Основные принципы дошкольного образования:
1)

полноценное проживание ребенком всех этапов детства

(младенческого,

раннего

и

дошкольного

возраста),

обогащение

(амплификация) детского развития;
2)

построение

образовательной

деятельности

на

основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится

активным

становится

субъектом

в

дошкольного образования);

выборе

содержания

образования

(далее

своего
-

образования,

индивидуализация

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание

3)
ребенка

полноценным

участником

(субъектом)

образовательных

отношений;
4)

поддержка

инициативы

детей

в

различных

видах

деятельности;
5)

сотрудничество Организации с семьей;

6)

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям

семьи, общества и государства;
7)

формирование познавательных интересов и познавательных

действий ребенка в различных видах деятельности;
8)

возрастная

адекватность

дошкольного

образования

(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития);
9)

учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.4. Основные подходы к формированию программы.
Основным подходом при создании рабочей программы с позиции
психологизации стало положение А.В. Запорожца об амплификации
детского развития. Амплификация в интерпретации В.Т. Кудрявцева
означает содействие в превращении деятельности ребенка, заданной
взрослым

через

систему

культурных

образцов,

в

детскую

самостоятельность, направленную на творческое переосмысление этих
образцов.

«И

в

результате

сама

деятельность

из

«инструмента

педагогического воздействия» трансформируется в средство саморазвития
и самореализации своего субъекта-ребенка». Образование, следовательно,
выступает средством не только развития, но и саморазвития ребенкадошкольника
Также учитывались научные подходы формирования личности
ребенка:
 Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)

 Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)
 Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)
1.5. Возрастные особенности и новообразования дошкольного
детства
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования
психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем линиям психического развития возникают новообразования
различной

степени

выраженности,

характеризующиеся

новыми

свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря
таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками,
различным

формам

познания

и

включению

в

различные

виды

деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических
функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как
личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты
общения, познания и деятельности и их основные компоненты —
способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее
развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на
психофизиологическом

уровне,

в

познавательных

функциях

и

психомоторике. Формируются новые уровни психических функций,
которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку
адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
При участии взрослых, которые организуют, контролируют и
оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли
источника многообразной
информации происходит включение ребенка в социальные формы
жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды

деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые,
родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность
психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в
разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.
Развитие психической организации дошкольника целом на всех ее уровнях
и в ее различных формах создает психологическую готовность к
последующему — школьному — периоду развития.
Возрастные
сформулированы

особенности
в

детей

Примерной

от

2

до

7

лет

общеобразовательной

подробно
программы

дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Возраст

Особенности возраста

От 2до 4 лет
Кризис 3-х лет. Формирование «системы
Ведущая потребность — Я».
в
Развитие воображения через развитие
общении, в уважении; в
функции замещения одного предмета
признании
другим. Появление смысловой
самостоятельности
структуры сознания.
ребенка.
Ребенок добивается нового статуса,
Ведущая деятельность — вследствие чего
игровая. Переход от
проявляет упрямство и негативизм.
манипулятивной игры к
Развитие происходит через общение. С
ролевой.
взрослым
Ведущая функция —
общение становится внеситуативно-восприятие.
познавательным.
Удерживает внимание 7-8 минут.
Может выполнять мыслительные
операции: анализ,
синтез, сравнение, обобщение.
При новой деятельности необходимо
поэтапное
объяснение (делай, как я).

От 4 до 5 лет
Ведущая потребность
— познавательная
активность; потребность
в общении.
Ведущая деятельность
— сюжетно- ролевая
игра. Ведущая функция
— наглядно-образное
ышление.

Цели и задачи для
педагогов и родителей
Помогать осваивать
разные способы и в
повседневном общении.
Способствовать
проявлению всех видов
активности ребенка.
Формировать первые
«нравственные эмоции»:
хорошо- плохо.
Формировать умение
действовать по правилам.
Формировать умение
сопереживать,
сочувствовать.
Формировать
эмоциональную
отзывчивость.
Способствовать
формированию позитивной
самооценки ребенка в
процессе общения со
взрослым.

Речь начинает выполнять
Создавать условия для
контролирующую функцию.
развития творческого
Усложняются волевые проявления
воображения.
Продолжать
(умение подчинять свое поведение
формировать умение
правилам в игре).
подчинять свои действия
Повышенная познавательная
правилам, усложняя
активность.
Продолжает сохраняться ситуативнодеятельность через
деловая форма общения со сверстником. увеличение количества
Интерес к другому ребенку как к своему правил.
отражению. Чаще видит в другом
Создавать условия для
отрицательные черты. Происходит
проявления
рефлексия своих поступков через реакцию познавательной
другого ребенка.
активности.
Усложнение сюжетно-ролевой игры.
Способствовать
Появление осознанности собственных проявлению
действий.
эмоциональной
отзывчивости.
Создавать условия для
перехода детей от
соучастия к
сотрудничеству в разных
видах деятельности.

Новообразов
ания
Усвоение
первичных
нравственны
х норм.
Самооценка.
Появление
элементов
партнерског
о общения.

Контролиру
ющая функция
речи.
Появление
элементов
творческого
воображения в
сюжетноролевой игре.
Появление
элементов
произвольно
сти.
Появление
внеситуативно
- личностной
формыобщеня
с взрослым.

Возраст

Особенности возраста

Цели и задачи для педагогов и Новообразовани
родителей
я

Проявление элементов
Формировать элементы
От 5 до 6 лет
Ведущая потребность — произвольности всех психических произвольности психических
потребность в общении; процессов.
процессов у детей во всех видах
творческая активность.
Общение с взрослым
деятельности.
Ведущая деятельность — внеситуативно-личностное.
Поддерживать и создавать
сюжетно-ролевая игра.
условия для развития
В общении со сверстником
Ведущая функция —
происходит переход от
творческого потенциала
воображение.
ситуативно-деловой формы к
ребенка.
неситуативно -деловой.
Способствовать развитию
Проявление творческой
эмпатийных проявлений.
активности во всех видах
Побуждать детей к
деятельности. Развитие фантазии. проявлению инициативы и
Половая идентификация.
самостоятельности мышления
во всех видах деятельности.
Организовывать совместную
деятельность с целью развития
элементов сотрудничества.
Обучать детей умению
планировать предстоящую
деятельность. Использовать
воображение как предпосылку
развития у детей внутреннего
плана действий и осуществлять
внешний контроль посредством
речи.
От 6 до 7 лет
Проявление произвольности
Способствовать
Ведущая потребность - всех психических процессов. Но формированию учебнообщение.
не сформирована учебная
познавательного мотива.
Ведущая деятельность — деятельность школьного типа.
Способствовать развитию
сюжетноПереход к младшему
мышления.
ролевая игра. Ведущая школьному возрасту.
Формировать произвольность
функция —
всех психических процессов.
Проявление кризиса 7 лет
воображение.
Способствовать удержанию
(капризы, паясничанье,
демонстративное поведение).
внутренней позиции ученика.
Повышенная чувствительность. Способствовать
формированию
Полное доверие взрослому,
принятие точки зрения взрослого. коммуникативных навыков
сотрудничества в общении со
Отношение к взрослому как к
сверстником.
единственному источнику
достоверного знания.
Способствовать
формированию самосознания и
Ведущим продолжает
адекватной самооценки.
оставаться наглядно-образное
Способствовать
мышление.
формированию внутреннего
плана действий через
интериоризацию структуры
деятельности.
Продолжать формировать
этические представления.

1.6. Планируемые результаты освоения Программы
Физическое развитие:

Предвосхищение
результата
деятельности.
Активная
планирующая
функция речи.
Внеситуативно
деловая форма
общения со
сверстником.

Внутренний
план действий.
Произвольность
всех психических
процессов.
Возникновение
соподчинения
мотивов.
Самосознание.
Обобщенное и
внеситуативное
отношение к

Сформированные

точные,

четкие

и

координированные

мелкомоторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и
инструкции; умение последовательно выполнять сложные движения по
образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание
движений, контролировать оценивать качество выполнения движения с
точки зрения точности, правильности. Двигательное воображение.
Целостное психосоматическое состояние.
Социально-коммуникативное развитие:
Способность

к

осознанию

своих

эмоциональных

состояний,

настроения, самочувствия. Чувство защищенности, сформированные
умения

преодолевать

психоэмоциональное

напряжение.

Чувство

собственного достоинства. Сформированная потребность в проявлении
ответственности,

настойчивости,

стремлении

быть

аккуратным,

старательным; способность самостоятельно разрешать проблемы в
деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений;
адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей,
сопереживать;

подчинять

свое

поведение

преимущественно

не

сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны
взрослых и первичным ценностным представлениям о том, «что такое
хорошо и что такое плохо»; самостоятельно ставить цели, в том числе
общественно

значимые;

проявлять

инициативу

в

разных

видах

деятельности, подчинять свою активность достаточно отдаленным целям,
развернуто отражать цели в речи и планировать этапы и условия ее
достижения; создавать условия, необходимые для успешного достижения
цели; проявлять элементы прогнозировать, волевое усилие, противостоять
отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности;
удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие;
преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной
цели.

Познавательное развитие:
Умение планировать разные виды познавательной деятельности,
развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства,
сделанные выводы; соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся
знаний, представлений и суждений. Стремление ставить познавательные
задачи, экспериментировать, в том числе самостоятельно, для получения
нового

знания,

решения

проблемы;

способность

мысленно

экспериментировать, рассуждать. Способность понимать эмоциональные
состояния, мотивы и последствия поступков героев произведений;
развернуто выражать в речи сопереживание героям произведений; давать
эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из логики
их поступков; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и
моральную

(добрый/злой,

хороший/плохой)

оценку

персонажей;

предлагать варианты содействия персонажам; выражать интерес к
душевным переживаниям героев, демонстрировать сопричастность к этому
состоянию,

находить

аналогии

в

реальной

жизни,

улавливать

эмоциональный подтекст произведения, проникать в авторский замысел,
осознавать свое собственное эмоциональное отношение к героям;
обращать внимание на язык произведения; уместно употреблять в своей
речи

эпитеты,

сравнения,

образные

выражения

из

произведений

художественной литературы.
Речевое развитие:
Навыки диалогического общения. Уметь отражать в речи суть
происходящего,
формулировать

устанавливать
разнообразные

причинно-следственные
вопросы

связи,

причинно-следственного

характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных
видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции,
моральные и эстетические оценки.

Художественно-эстетическое развитие:
Умение использовать критерии эмоционально-эстетической оценки
произведений, высказывать свои эмоционально-эстетические суждения и
аргументировать

их;

адекватно,

ярко,

глубоко

реагировать

на

произведения.
Уметь определять жанр музыкального произведения; понимать и
объяснять смену настроения в музыкальном произведении, динамику
музыкального образа и средства его воплощения; выполнять движения, в
том

числе

со

сложным

самостоятельно,

технично,

ритмическим
ритмично,

рисунком,

качественно,

выразительно;

осуществлять

контроль, создавать выразительные оригинальные музыкальные образы,
передавать

настроение,

импровизировать

с

специфического «языка музыки»; согласовывать
действиями

других

детей

в

коллективных

использованием
свои действия с

формах

музыкальной

деятельности.

1.7 Критерии результативности деятельности педагога –
психолога.
-обеспечение

учета

специфики

возрастного психофизического

развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной
программы;
-достижение

необходимого

уровня

психолого-педагогической

компетентности педагогов и родителей,
-сформировать у воспитанников ценностных установок на здоровый
и безопасный образ жизни;
-обеспечение дифференцированного и индивидуализированного
обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных
маршрутов и
процесса;

психологического

сопровождения

образовательного

-функционирование

системы

мониторингов

способностей воспитанников, выявления и
детей, детей

возможностей

и

поддержки одаренных

с особыми образовательными потребностями;

-сформировать коммуникативные навыки воспитанников;
-вариативность

уровней

и

форм

психолого-педагогического

сопровождения участников образовательного процесса (профилактика,
диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа,
просвещение, экспертиза).

II. Содержательный раздел
2.1.Основные направления деятельности педагога-психолога
2.1.1. Психодиагностика
В

целью

осуществления

единства

психологической

и

педагогической диагностики используется адаптированная диагностика
психических процессов Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, Е.М. Борисовой,
Е.А.

Стребелевой,

Н.Е.

Вераксы,

Н.Н.Павловой,

Л.Г.Руденко

-

используемые методики соответствуют требованиям образовательной
программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.
Васильевой, Т.С. Комаровой» и систематичному сопровождению
образовательного процесса.
Каждое

из

направлений

строится

с

учетом

возрастных

возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые
технологии, методы и приемы.
Цель: получение информации об уровне психического развития
детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников
воспитательно-образовательного процесса.
Проводится:
Диагностика плановая и по
запросу
- интеллектуальная сфера;
- эмоционально-волевая сфера и
поведение;
- родительско-детские отношения в
семье;
- готовность к школьному обучению;
- межличностные отношения в
детской группе.

Дополнительно:

Диагностические методы
- естественный эксперимент;
- тестирование;
- изучение продуктов детской деятельности;
- наблюдения;
- беседы со специалистами, воспитателями;
- изучение взаимодействия в детском
обществе;
- беседы с родителями;
- индивидуальная коррекционная работа.

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и
личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику
развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов
с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательнообразовательного процесса.
2.1.2. Психопрофилактика
Цель:

предотвращение

возможных

проблем

в

развитии

и

взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко
выраженными

проблемами

психологической

службой

психопрофилактического

в

психическом
стоит

направления

развитии,

задача
содействовать

в

перед
рамках

первичной

профилактике и интеграции этих детей в социум.
Для этого предусмотрено:
- работа на улучшение психологического климата в группе и
психической сохранности детей;
- работа по адаптации детей к ДОУ;
- консультирование педагогического персонала по максимизации
комфортности пребывания детей;
- психологическое просвещение педагогического персонала и
родителей;
- мониторинг внутрисемейных проблем;
- индивидуальные беседы с родителями с целью улучшения
внутрисемейных отношений.
2.1.3. Коррекционная и развивающая работа.
Коррекционная

работа

строится

на

основе

комплексного

психолого-медико-педагогического подхода, который выражается в
следующем:

- комплексная диагностика интеллектуального и личностного
развития воспитанников;
- анализ личных дел воспитанников и медицинских карт;
- развивающие и коррекционные занятия с детьми;
-

сотрудничество

с

центрами

психолого-педагогической

реабилитации и коррекции
- участие в ПМПк с предоставлением материалов.
Цель коррекционной работы: коррекция недостатков развития,
выявление

резервных

возможностей

ребенка

для

обеспечения

индивидуального подхода и обеспечение нормального развития в
соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте.
Для этого предусмотрено:
- коррекция отношений между детьми;
-

коррекция

индивидуально-психологических

отклонений

в

поведении, общении, развитии ребѐнка;
- коррекционная работа по развитию эмоционально-чувствительной
сферы ребѐнка;
- поддержка детей группы риска с повышенной тревожностью,
агрессивностью, депрессивностью;
- помощь в урегулировании отношений детей и родителей.
Формы занятий
подгрупповые;
индивидуальные;
фронтальные.

Занятия
Развитие восприятия целостной картины
окружающего мира.
Развивающие игры: развитие памяти,
мышления, внимания детей.
Игротерапия.
Психогимнастика.
Игровое моделирование проблемных ситуаций.
Релаксация.
Продуктивная деятельность.
Сказкотерапия.

2.1.4. Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательнообразовательного процесса и оказание им психологической помощи при
выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и
развития.
Психологическое

консультирование

состоит

в

оказании

психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются
родители, воспитатели.
Тематика

проводимых

профессиональной

консультаций

компетентности

обусловлена

педагога-психолога

рамками

ДОУ.

При

необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на
получение психологической помощи в службах города по теме запроса.
Консультирование

по

вопросам,

связанным

с

оптимизацией

воспитательно-образовательного процесса в МКДОУ и семье в интересах
ребенка.
Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми
образовательными потребностями.
2.1.5. Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической
компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на
результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, с учетом
традиций

и

местных

условия,

квалификации

и

особенностей

педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
- Проведение систематизированного психологического просвещения
педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов по темам:

- Психофизиологические особенности детей каждой возрастной
группы.
- Закономерности развития детского коллектива.
- Особенности работы педагога с проблемными детьми.
- Стили педагогического общения.
- Психологические основы взаимодействия с семьей.
- Особенности построения воспитательно-образовательного
процессе с учетом гендерных различий дошкольников.
Проведение систематизированного психологического просвещения
родителей в форме родительских собраний, круглых столов, семинаров –
практикумов, тренингов пр.

с

обязательным

учетом

в

тематике

возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по
темам:
- Адаптация ребенка к ДОУ.
- Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
- Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
- Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка.
- Воспитание произвольности поведения и управляемости.
- Психологическая готовность к обучению.
- Половое воспитание и развитие.
Каждое из названных направлений строится с учетом возрастных
возможностей детей, ведущего вида деятельности и, опирается, в
основном, на игровые технологии, методы и приемы.
2.2

Психолого-педагогическое

сопровождение

детей

с

ограниченными возможностями здоровья.
Зона компетенции педагога-психолога в организации и проведении
коррекционной

работы

ДОУ

обусловлена

имеющимися

у

детей

отклонениями, приведшими к нарушению умственной работоспособности,
недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с

окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств
общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности —
вербализации,

искажению

познания

окружающего

мира, бедности

социального опыта, изменениями в становлении личности.
При

определении

коррекционной

работы

в

интеграционном

образовательном пространстве ДОУ учитывается, что каждая категория
детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии
помимо

общих

закономерностей

развития

имеет

специфические

психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию
детей от другой. Для реализации психолого-педагогического компонента
коррекционной

работы

образовательного

предусмотрено

маршрута,

который

создание

индивидуального

предполагает

постепенное

включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого
(воспитателя), чьи усилия направлены, в числе прочих, на формирование у
детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином
детском коллективе.
Педагог-психолог
сопровождение

обеспечивает

реализуемых

психолого-педагогическое

специальных

(коррекционных)

образовательных программ для дошкольников, имеющих различные
отклонения в развитии.

2.2.1. Психолого-педагогическое обследование детей
Для успешности воспитания и обучения детей необходима
правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных
потребностей. В связи с этим особая роль отводится медико-психолого-педагогической диагностике, позволяющей:
-

выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности

ребенка;
-

определить оптимальный педагогический маршрут;

-

обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка в

дошкольном учреждении;
- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы
коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- определить условия воспитания и обучения ребенка;
- консультировать родителей ребенка.
Все полученные данные заносятся в карту медико-психологопедагогического сопровождения ребенка. В Карте указывается, где, как и
кем воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное
учреждение. Проводится анализ данных о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень
каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика.
Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотношений
в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.
Психолого-педагогическое

обследование

является

одним

из

компонентов комплексного подхода в изучении развития детей. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.
Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности,
установления

характера

нарушений,

потенциальных

возможностей

ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание
индивидуального образовательного маршрута).
Основной
является

целью

определение

интеллекта

детей.

применения
уровня

психологической

умственного

Психодиагностическое

развития

обследование

диагностики
и

состояния
ребенка

с

проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение

всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоциональноволевая

сфера,

личностное

развитие).

В

качестве

источников

диагностического инструментария используются научно-практические
разработки С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго, Н.Н.
Павлова и Л.Г. Руденко, Н.С. Немова. По результатам проведенных
обследований проводится качественный анализ, который предполагает
оценку

особенностей

процесса

выполнения

ребенком

заданий

и

допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Качественные показатели, характеризующие эмоциональную
сферу и поведение ребенка:
- особенности контакта ребенка;
- эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
- реакция на одобрение;
- реакция на неудачи;
- эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
- эмоциональная подвижность;
- особенности общения;
- реакция на результат.
Качественные

показатели,

характеризующие

деятельность

ребенка:
- наличие и стойкость интереса к заданию;
- понимание инструкции;
- самостоятельность выполнения задания;
- характер деятельности (целенаправленность и активность);
- темп и динамика деятельности, особенности регуляции
деятельности;
- работоспособность;
- организация помощи.
Качественные

показатели,

характеризующие

познавательной сферы и моторной функции ребенка:

особенности

•особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
•особенности моторной функции.
В комплексной оценке психического развития и потенциальных
возможностей детей с комплексными нарушениями для определения
содержания

дальнейшего

обучения

проводится

педагогическое

обследование. Оно предусматривает: получение сведений о ребенке,
раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на
определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной
деятельности дошкольников. При этом используются такие методы, как
непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ
дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение.
Особое место отводится наблюдению за познавательной активностью
ребенка, в процессе которого

отмечается

мотивационный

аспект

деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно
вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения
детей.
2.2.2. Основные направления коррекционной

работы

по

освоению образовательных областей
Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание
условий для всестороннего развития ребенка в целях обогащения его
социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Работа по основным направлениям работы ДОУ строится с учетом
решения общих и коррекционных задач.
Направление «Физическое развитие»
Правильная организация режим дня в детском саду и дома,
чередование различных видов деятельности и отдыха, способствующие
четкой работе организма.

В

коррекционной

работе

наряду

с

образовательными

и

оздоровительными решаются специальные коррекционные задачи:
- развивать речь посредством движения;
- формировать в процессе двигательной деятельности различных ви-

дов познавательной деятельности;
- учить ребенка управлять своей эмоциональной сферой,
- развивать морально-волевые качества личности, формирующихся в

процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет.
- формировать у ребенка осознанного отношения к своим силам в

сравнении с силами здоровых сверстников;
- развивать способность к преодолению не только физических, но и

психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
- формировать

функции

разных

компенсаторные
систем

и

навыки,

органов

вместо

умение

использовать

отсутствующих

или

нарушенных;
- развивать способность к преодолению физических нагрузок, необхо-

димых для полноценного функционирования в обществе;
- формировать адекватную потребность быть здоровым и вести

здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и
физической работоспособности
- формировать осознание необходимости личного вклада в жизнь

общества;
- формировать желание улучшать свои личностные качества.

Направление «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: повышение уверенности ребенка в себе, укрепление его
эмоционального состояния.
Задача—формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе на основе проигрывания моделей поведения в

той или иной ситуации, формирующих активную жизненную позицию,
ориентирующих

детей

на

самостоятельное

принятие

решений

(формирование простейших алгоритмов поведения в наиболее типичных
ситуациях
Работа осуществляется в трех направлениях:
 в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к

другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
 в процессе использования специальных игр и упражнений,

направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и
сверстниках;
 в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм,

играм-драматизациям, в которых воссоздаются социальные отношения
между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
В результате у ребенка формируются психические новообразования:
способность

к

социальным

формам

подражания,

идентификации,

сравнению, предпочтению. Овладевая разными способами усвоения
общественного опыта, дети учатся действовать по подражанию, по показу,
по образцу и по словесной инструкции.
Обеспечение ребенку полноценного включения в общение как
процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на
основе потребности в совместной деятельности.
При проектировании работы по формированию коммуникативных
умений у детей

учитывается, что имеющиеся у детей нарушения

эмоционально-волевой сферы, интеллекта определяют разный уровень
владения речью. Для каждого ребенка с нарушенным развитием
определяется особое содержание и формы работы по развитию
коммуникативных навыков. Одним из важных факторов, влияющих на
овладение речью, ее использование в процессе общения, является
организация слухоречевой среды в группе детского сада и в семье. В

создании этой среды участвуют воспитатели, родители, другие взрослые,
сверстники. Для детей с речевыми нарушениями работу по этому разделу
выстраивается индивидуально.

Направление «Познавательное развитие»
Задачи:
Развивать все видов восприятия: зрительное, слуховое, тактильнодвигательное, обонятельное, вкусовое.
Формировать полноценное представление о внешних свойствах
предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в
пространстве и времени.
Развивать мыслительные процессы: отождествление, сравнение,
анализ, синтез, обобщение, классификация и абстрагирование.
Стимулировать развитие всех сторон речи (номинативной функции,
фразовой речи и др.), способствовать обогащению и расширению словаря.
Развитие любознательности, воображения; расширение запаса
знаний и представлений об окружающем мире.
Обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать
соответствие между различными множествами и элементами множеств,
ориентироваться во времени и пространстве.
При планировании работы с детьми с отставанием в развитии,
интеллектуальными

нарушениями

объем

программного

материала

предоставляется с учетом реальных возможностей дошкольников.
2.2.3. Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом
обследовании дошкольников
Педагог-психолог осуществляет:
- Психологическую диагностику познавательных процессов детей

- Психологическую диагностику личностных качеств.
- Диагностику психологической и мотивационной готовности детей
к обучению в школе.
Профессиональная
проведении

компетентность

мониторинга

в

МБДОУ

педагога-психолога

может

при

распространяется

на

следующие параметры диагностирования дошкольников:
Младший возраст (3-4 года):
- понимание речи;
- активная речь;
- сенсорное развитие;
- игра;
- развитие пространственных представлений;
- рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать
карандаш);
- поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).
Средний возраст (4-5 лет):
-

слуховое восприятие (различение неречевых шумов);

-

зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);

-

пространственные

представления

(конструирование,

употребление простых предлогов);
-

мелкая моторика;

-

связная речь (умение выразить свою мысль);

-

развитие мышления;

-

анализ продуктивной

деятельности

—

рисунок,

лепка,

аппликация, словотворчество и т. д.;
-

игра — уровень игры, преобладающий вид общения;

-

социальные навыки — общение со взрослыми и сверстниками.

Старший возраст (5-6 лет):
-

слуховое внимание;

-

зрительно-пространственный гнозис;

-

зрительно-пространственный праксис;

-

общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные

движения;
-

развитие графической деятельности;

-

латеральные предпочтения;

-

мыслительная деятельность;

-

игровая деятельность;

-

анализ продуктов деятельности;

-

коммуникативные навыки.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
-

зрительно-моторная координация;

-

ритмическое чувство;

-

переключение движений;

-

рядограммы (последовательность времен года, дней недели);

-

звуковой анализ слов;

-

умение определять состав числа;

-

выделение 4-го лишнего, простые аналогии;

-

составление сюжетного рассказа по серии картин;

-

понимание логико-грамматических конструкций;

-

установление причинно-следственных связей;

-

ориентировка на листе бумаги.

Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую
карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной
программы и организацию образовательного процесса в целом.

III. Организация системы взаимодействий педагога- психолога
3.1. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ
в условиях реализации ФГОС
С руководителем ДОУ
1. Участвует

в

обсуждении

актуальных

направлений

работы

образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует
свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим
коллективом целей и задач.
2. Уточняет

запрос

на

психологическое

сопровождение

воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы,
которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных
ситуаций в коллективе.
4. Предоставляет отчетную документацию.
5. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по
запросу).
6. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных
психологических особенностей детей.
7. При необходимости рекомендует администрации направлять
ребенка с особенностями развития на городскую ПМПК.
8. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников
образовательных отношений..
9. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и
чрезвычайных ситуациях.
Со старшим воспитателем
1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы
ДОУ в соответствии с ФГОС.

2. Составляет
(содержание

индивидуальные

образовательные

психолого-педагогической

работы

по

маршруты
организации

взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей).
3. Анализирует

психологический

компонент

в

организации

воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по
повышению

эффективного

психологического

сопровождения

воспитательно-образовательного процесса.
4. Участвует

в

разработках

методических

и

информационных

материалов по психолого-педагогическим вопросам.
5. Участвует в деятельности педагогического и иных советов
образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов,
творческих групп.
6. Вносит предложения по совершенствованию образовательного
процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем
психологического комфорта.
7. Выступает консультантом по вопросам создания предметноразвивающей среды.
8. Представляет документацию установленного образца (план работы,
аналитические справки, анализ работы за год).
9. Проводит

психологическое

(профессиональных,

детских,

сопровождение

конкурсов

для

родителей

конкурсов
и

т.д.),

организованных на базе ДОУ.
10.

Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.

С воспитателем
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом
психологических особенностей дошкольников.
2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении
различных праздничных мероприятий.

3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня
сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников
на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по
образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)
4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям
по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам
исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах
личностного и социального развития воспитанников.
6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые,
тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также
практического применения психологии для решения педагогических
задач,

тем

самым

повышая

их

социально-психологическую

компетентность.
7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального
образовательного маршрута дошкольника.
8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и
коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной
сферах у детей.
9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной
деятельности воспитателя.
10.

Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в

процессе самообразования.
11.

Оказывает

психологическую

профилактическую

помощь

воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
12.

Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного

общения друг с другом (работа в паре).
13.

Содействует

воспитателя с родителями.

повышению

уровня

культуры

общения

14.

Организует психопрофилактические мероприятия с целью

предупреждения

психоэмоционального

напряжения

у

детей

(психологические аспекты организации детского сна, питания, режима
жизнедеятельности детей).
15.

Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий

(подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
16.

Участвует в деятельности по формированию универсальных

предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти),
просвещает воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем
1.

Помогает в создании эмоционального настроя, повышении

внимания.
2. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью
развития

творческого

воображения,

фантазии,

психологического

раскрепощения каждого ребенка.
3. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои
переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе
прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных
занятий).
4. Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и
проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации
движений.
5. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения
массовых праздничных мероприятий.
С инструктором по физической культуре
1. Участвует в выполнении
физическому развитию.

годовых задач

детского сада по

2. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада
осознание понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние
здоровья.
3. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом
возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их
развития и состояния здоровья.
4. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
5. Формирует потребность в двигательной активности и физическом
совершенствовании.
6. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например,
при организации соревнований между возрастными группами: старшей и
подготовительной).
7. Систематизирует

результаты

диагностики

для

постановки

дальнейших задач по физическому развитию.
8. Способствует

внедрению

в

работу

здоровьесберегающих

технологий.
9. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на
победу и т. д.).
10.

Организует психопрофилактические мероприятия с целью

предупреждения

психоэмоционального

напряжения

у

детей

(психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).
Взаимодействие с семьями воспитанников
При

анализе контингента семей

выявлено, что дети

ДОУ

воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих
разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации
взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое
направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной
атмосферы в ДОУ, установление взаимопонимания и создание условий
для сотрудничества с родителями.

Основные формы взаимодействия с семьей
1. Знакомство с семьей: анкетирование, консультации.
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса:
дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации,
родительские

собрания,

оформление

информационных

стендов,

организация выставок детского творчества, создание памяток.
3. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации
гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной
деятельности.
IV. Организационный раздел
4.1 График работы педагога-психолога
День недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница

Время
13.30-17.00
13.30-17.00
13.30-17.30
13.30-17.00
13.30-17.00

4.2. Оснащение кабинета педагога-психолога
Кабинет педагога-психолога оборудован таким образом чтобы
способствовать реализации трех основных функций: диагностической,
коррекционно-развивающей и релаксационной.
Созданная

пространственно

–

предметная

среда,

позволяет

обеспечить психологический комфорт для каждого ребѐнка, создать
возможности

для

развития

эмоционально – волевой сферы.

познавательных

процессов,

речи

и

Зона для проведения коррекционно – развивающих индивидуальных и
групповых занятий хорошо освещена и включает в себя:
-

магнитная доска;

-

стол детский;

-

стулья детские;

-

песочница с подсветкой.

Консультативная зона включает в себя:
- Рабочий стол педагога – психолога;
- Шкаф для хранения документов;
- Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога;
- Набор диагностических методик;
- Стимульный материал для проведения диагностики.
В кабинете педагога-психолога также имеются:
- Игрушки, способствующие установлению контакта с детьми;
- Комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического
обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем
сложности в каждой возрастной группе;
- Шкаф для хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических
игр.
Для проведения релаксационных упражнений с детьми имеется
удобный детский диван.
Кабинет соответствует требованиям СанПиН, охраны труда,
пожарной

безопасности,

антитеррористической

защиты

безопасности

от

чрезвычайных
учреждения

ситуаций,

дошкольного

образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья
воспитанник.
4.3. Методическое обеспечение программы
Перечень программ, технологий, пособий

1. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения
дошкольника при подготовке к школьному обучению.
2. Агапова И.А., М.А. Давыдова Веселая психогимнастика или как
научить ребенка управлять самим собой.
3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду.
4. Алябьева

Е.А.

Коррекционно-развивающие

занятия

детей

старшего дошкольного возраста.
5. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ.
6. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в
детском саду.
7. Безруких М. и др. Методика оценки уровня развития зрительного
восприятия.
8. Безруких М. и др. Как подготовить ребенка к школе.
9. Венгер А. и др. Готовность детей к школе – диагностика
психического

развития

и

коррекция

его

неблагоприятных

вариантов.
10. Грабенко Т.Н., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Коррекционные,
развивающие и адаптирующие игры.
11.Жданова

Л.А.,

Нежкина

Н.Н.

Формирование

психофункциональной готовности детей к обучению в школе.
12. Жданова Л.А., Нежкина Н.Н. Система медико-психологопедагогического

сопровождения

детей

при

адаптации

к

дошкольному учреждению.
13. Забрамная С. От диагностики к развитию.
14. Игровые технологии как условие формирования личности
ребенка.
15. Кагарлицкая Г.С. Что за чем и почему? Комплект коррекционноразвивающих материалов для работы с детьми от 4 лет. — М.:
Генезис
16. Люшер М. Цветовой тест.

17. Марцинковская Т. Диагностика психического развития детей.
18. Минаева В. Развитие эмоций дошкольников.
19. Немов

Р.

Психология.

Основы

психологического

консультирования.
20. Пособие «Методика экспресс-диагностика в детском саду»
Павлова Н.Н, Руденко Л.Г.
21. Пособие «Программа психокоррекционной помощи детям с
повышенной тревожностью»
22. Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия.
23. Рогов

Е.

Настольная

книга

практического

психолога

в

образовании.
24.Розенцвейг С. Фрустрационный тест рисуночных ассоциаций.
25.Рузина М др. Страна пальчиковых игр.
26.Семаго Н др. Психолого-педагогическая оценка готовности
ребенка к началу школьного обучения.
27.Семаго Н. др. Проблемные дети. Основы диагностической и
коррекционной работы психолога.
28.Старадубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию
памяти, внимания, мышления и воображения.
29.Сакович Н.А. Практика сказкотерапии.
30. Тарасова Н.В.Психологическая подготовка к школе детей с
общим недоразвитием речи. Феникс 2014 г.
Выбор

инструментария

для

проведения

психодиагностики

осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня
профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач
в соответствии с ФЗ N 636 от 22 октября 1999г «ПОЛОЖЕНИЕ
СЛУЖБЕ

ПРАКТИЧЕСКОЙ

ПСИХОЛОГИИ

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

В

О

СИСТЕМЕ

Приложение
Методики психологической диагностики.
№

1.

Методики

«Лесенка»

Возраст

с3–7
лет

Методика
2.

3.

«Человек
под дождем»

Методика
«Два дома»

с 6 лет

3,5 – 6
лет

Методика
4.

«Домики»
Ореховой О.
А.

4 – 12
лет

Назначение методики

Краткое описание
методики

Методика изучает самооценку
Ребенку предлагается
ребенка: как он оценивает свои
бланк с изображенными
личностные качества, свое
лестницами. Ребенку
здоровье, свою внешность, свою
предлагают определить
значимость в коллективе (группа
свое место на лестнице
детского сада, школьный класс),
здоровья, красоты и т.д.
в семье.
Методика ориентирована
на диагностику силы
Эго человека, его способности
На чистом листе бумаги
преодолевать неблагоприятные
формата А 4, который
ситуации, противостоять им.
вертикально
Она позволяет также
ориентирован,
осуществить диагностику
испытуемому
личностных резервов
предлагается нарисовать
и особенностей защитных
человека, а потом,
механизмов. Методика позволяет
на другом таком же
определить, как человек
листе – человека
реагирует на стрессовые,
под дождем.
неблагоприятные ситуации,
что он чувствует
при затруднениях.
Цель методики – определить
круг значимого общения
ребенка, особенности
Ребенку предлагают
взаимоотношений в семье,
поселить в нарисованные
в детской группе, выявление
на листе красный
симпатий к членам группы,
и черный домики
выявление скрытых конфликтов,
жильцов.
травмирующих для ребенка
ситуаций.
Методика изучает личностные
Методика включает
отношения, социальные эмоции,
в себя 3 задания:
ценностные ориентации;
1 – Раскрашивание
позволяет определить:
цветовой дорожки,
 степень
начиная с самого
дифференцированности –
привлекательного цвета
обобщенности эмоциональной
и заканчивая самым
сферы;
непривлекательным.
 актуальные для ребенка
2 – Раскрашивание
ценности;
домиков, в которых
 предпочтения определенных
живут человеческие
видов деятельности (по сути,
чувства, где ребенку

тест является первой
профессиограммой детей
дошкольного возраста);
 варианты личностного
развития с рекомендациями
коррекции.

с 5 лет

Методика направлена
на изучение личностных
особенностей ребенка,
в том числе поведенческих
особенностей, внутренних
мотивов.

3,5 – 7
лет

Методика используется
для исследования тревожности
ребенка по отношению к ряду
типичных для него жизненных
ситуаций общения с другими
людьми. Определение степени
тревожности раскрывает
внутреннее отношение ребенка
к определенной ситуации, дает
косвенную информацию
о характере взаимоотношений
ребенка со сверстниками
и взрослыми в семье, детском
саду, школе.

Методика
ДДЧ
5.

6.

(ДомДеревоЧеловек)

Тест
тревожности
Тэммл,
Дорки, Амен

требуется подобрать
каждому чувству свой
цвет.
3 – Раскрашивание
домиков, в каждом
из которых живут
различные занятия,
где также требуется
подобрать каждому
занятию определенный
цвет.
Методика включает
в себя три теста, каждый
из которых может
использоваться
отдельно,
самостоятельно:
Ребенку
последовательно
предъявляют 14
рисунков. Каждый
рисунок представляет
некоторую типичную
для жизни ребенка
ситуацию. Лицо ребенка
на рисунке
не прорисовано,
дан лишь контур головы.
Каждый рисунок
снабжен двумя
дополнительными
рисунками детской
головы с прорисованным
лицом (улыбающееся
и печальное лицо),
по размерам точно
соответствующими
контуру лица на рисунке.
Ребенку предлагают
подобрать к каждой
ситуации подходящее
лицо для изображенного
ребенка. Рисунка
выполнены в двух
вариантах: для девочек
и для мальчиков.

Hand-тест
7.

(тест руки)

с 5 лет

Ребенку (взрослому)
последовательно
предъявляются десять
карточек
с изображениями
человеческой руки
Целью применения теста
в различных
является прогнозирование явного
положениях, причем
агрессивного поведения.
последовательность
и положение, в котором
они даются, стандартны.
При этом задается
вопрос: «Что, по Вашему
мнению, делает
эта рука?»

с 5 лет

Арт-терапевтическая методика
позволяет оценить
пространственное мышление,
творческие способности,
эмоциональное состояние
и отношение к себе и другим.

Рисуночный тест
включает
три субтеста: «Задание
на прогнозирование», «З
адание на срисовывание
с натуры» и«Задание
на воображение и имеет
два компонента:
эмоциональный
и когнитивный.

Методика предназначена
для изучения содержания
и структуры человеческих
побуждений, оценки
эмоционального состояния
и качеств личности,
прогнозирования вероятности
профессиональных
предпочтений.

Ребенку (взрослому)
последовательно
предъявляются 6 серий
по 8 фотографий
портретов людей.
В каждой серии
предлагается выбрать
наиболее
привлекательные,
симпатичные лица
и наименее
привлекательные.

Методика изучает личностные
особенности ребенка (взрослого):
уровень его активности,
самооценку, уровень
тревожности, наличие страхов,
уверенность в своем положении,
агрессивные тенденции
нападающего или
оборонительного характера,
творческие способности и т.д.

Ребенку предлагается
на белом стандартном
листе бумаги (А 4)
придумать и изобразить
несуществующее
в природе животное,
а также назвать
его несуществующим
названием.

Рисуночный
тест Сильвер
8.

9.

(техника
стимульного
рисования)

Тест Сонди

с 6-7 лет

10
Методика
«Несуществу
ющее
животное»

С 6 лет

Методика
11
.

«Контурный
САТ-Н»

3 – 10
лет

Методика
12
.

13
.

14
.

15
.

«Автопортре
т»

Цветовой
тест Люшера

Методика
«Кактус»

Рисунок
семьи

с 6-7 лет

с 3,5 лет

с 4 лет

с 4 лет

Методика выявляет реальное
состояние
ребенка (эмоциональное,
аффективное, мотивационное)
через его ответы. Основная цель
тестирования – раскрытие
отношений между ребенком
и окружающими
его людьми(родителями)
в наиболее важных или
травматичных для ребенка
жизненных ситуациях. Важно то,
что результаты методики
не зависят от культурных
различий того или иного
общества и уровня социального
развития ребенка.
Методика направлена
на изучение личностных,
индивидуально-типологических
особенностей
ребенка(взрослого),
самовосприятия (представления
о себе, своей внешности),
самопрезентации человека;
его эмоциональной сферы,
коммуникативных способностей.
Цветовой тест Люшера
используется для оценки
эмоционального состояния
и уровня нервно-психической
устойчивости; выявления
внутриличностных конфликтов
и склонности к депрессивным
состояниям и аффективным
реакциям.
Методика направлена
на изучение состояния
эмоциональной сферы ребенка,
выявление наличия агрессии,
ее направленности
и интенсивности.
Методика направлена
на изучение особенностей
восприятия ребенком
внутрисемейных отношений.

Стимульный материал
состоит из 8-ми
рисунков с контурными
изображениями
человеческих фигур (в
одном сюжете
присутствует
изображение животного)
на однотонном бледнозеленом фоне. Такой
фон является
оптимальным
для восприятия рисунков
при работе с детьми
с какими-либо
нарушениями
зрительного восприятия.
Рисунки пронумерованы
и предъявляются
в определенном порядке.

Ребенку предлагается
на чистом белом листе
бумаги нарисовать свой
портрет.

Ребенку предъявляются
восемь различных
по цвету карточек,
и предлагается сделать
выбор наиболее
привлекательных цветов
на момент тестирования.
Набор карточек
предъявляется дважды.
Ребенку предлагают
на листе бумаги
нарисовать кактус таким,
как он его представляет.
Затем проводится беседа.
Ребенку предлагают
нарисовать свою семью.

Тест
16
.

«Эмоциональ
ные

с 6 лет

Дает возможность быстро и
достаточно объективно выяснить
эмоциональное состояние
человека и преобладающих в его
жизни поведенческих тенденций.

с 3,5 лет

Наблюдение спонтанно
возникающих эмоциональных
явлений; В зависимости от
ответов ребенка можно сделать
вывод об особенностях
эмоциональных переживаний
(прежде всего, тревожность,
агрессивность) и источниках,
которые , которые вызывают
данные переживания.

сферы»

17
.

Тест
«Сказка»

Методика
18
.

19
.

«Аппликация
»

Методика
Рене Жиля

с 6-7 лет

с 5 лет

Вокруг каждого из нас
находится некая
защитная оболочка. Ктото называет ее
энергетическим полем,
кто-то — аурой, мы же
назовем ее сферой. Как
вы представляете себе
свою сферу? Изобразите
ее на листе, используя
цветные карандаши,
простой карандаш и
стирательную резинку
там, если нужно.
Величина сферы, ее
расположение,
используемые цвета —
какие захотите.

Процедура исследования
заключается в
следующем: ребенку
читают сказку, а он
должен придумать ее
продолжение.

Ребенку предлагают
вырезать из цветной
бумаги фигурки и
Диагностика
изобразить по средствам
психоэмоционального состояния. аппликации себя или (и)
Диагностика психологического свою семью.
Могут
климата в семье.
предлагаться для выбора
уже готовые, но
разнообразные по цвету
и форме фигуры.
Цель методики – изучение
социальной приспособленности
ребенка(любознательность,
стремление к доминированию,
общительность, отгороженность,
адекватность), а также
его взаимоотношений
с окружающими(отношение
к семейному окружению,
отношение к другу или подруге,
к авторитетному взрослому…)

Методика является
визуальновербальной (зрительнословесной), состоит
из 42 картинок
с изображением детей
и взрослых, а также
текстовых заданий.

20
.

Методика
«Два дома»

3,5 – 6
лет

Цель методики – определить
круг значимого общения
ребенка, особенности
взаимоотношений в семье,
в детской группе, выявление
симпатий к членам группы,
травмирующих для ребенка
ситуаций.

Ребенку предлагают
поселить в нарисованные
на листе красный
и черный домики
жильцов.


21
.

22
.

ЦТО Цветовой
тест
отношений
(А.Эткинд).

Методика
"Мозаика"

С 6 лет

С 6 лет

Это невербальный компактный
метод, отражающий как
сознательный, так и частично
неосознаваемый уровни
отношений.

В ходе диагностики
испытуемому
предлагается при
помощи цвета выразить
свое отношение к
партнеру.

В методике участвуют
двое детей. Взрослый
дает каждому из детей
свое поле для
выкладывания мозаики и
свою коробку с
цветными элементами.
Сначала одному из детей
предлагается на своем
Изучаются особенности
поле выложить домик, а
межличностных отношений
другому — наблюдать за
между детьми в группе
действиями партнера.
сверстников, в том
Здесь важно обращать
числе: степень эмоциональной
внимание на
вовлеченности ребенка в
интенсивность и
действия сверстника; характер
активность внимания
участия в действиях сверстника, наблюдающего ребенка,
его включенность и
характер и степень
интерес к действиям
выраженности сопереживания
сверстника.
В процессе
сверстнику, характер и степень
выполнения ребенком
проявления просоциальных форм
задания взрослый
поведения в ситуации, когда
сначала порицает
ребенок стоит перед выбором
действия ребенка, а
действовать "в пользу другого" затем поощряет их. Здесь
или "в свою пользу".
фиксируется реакция
наблюдающего ребенка
на оценку взрослого,
обращенную к его
сверстнику: выражает ли
он несогласие с
несправедливой
критикой, или
поддерживает
негативные оценки
взрослого, выражает ли

протест в ответ на
поощрения или
принимает их. После
того как домик
завершен, взрослый дает
аналогичное задание
другому ребенку.

Диагностический минимум
Возрастная группа
2-я мл группа
Средняя 4-5 лет

Изучаемые параметры
Интегративные качества
Половозрастная
идентификация
Притязание на признание
Самосознание

Старшая 5-6 лет

Самооценка
Статус в группе

Подготовительная

Мотивация
Самооценка
Произвольность

Деятельностные характеристики
Игра
Моторика
Коммуникативные навыки
Игра
Моторика
Коммуникативные навыки
Игра
Моторика
Коммуникативные навыки
Игра
Моторика
Коммуникативные навыки

Используемые психодиагностические комплекты
\

Психодиагностический комплект детского психолога (авторы М. М.
Семаго, Н. Я. Семаго).

Психодиагностический

комплект

психолога

ДОУ

(автор

Марцинковская Т.Д. «Диагностика психического развития детей»).
Психодиагностический комплект «От диагностики к развитию» (авт.
С.М. Забрамная).
- Развиваем детей раннего возраста (диагностика психического
развития детей раннего возраста). К.Л.Печора, М., Сфера, 2011г.
- Экспресс-диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко
(комплект

материалов

для

педагогов-психологов

дошкольных

образовательных учреждений), М., Генезис, 2008г.
- Индивидуальная психологическая диагностика ребѐнка 5-7 лет.
А.Н.Веракса, Мозаика-Синтез, 2012г.
Психодиагностический комплект (авт. О. М. Дьяченко и др.
«Психолог в детском дошкольном учреждении»).
Психодиагностический комплект (авт. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко
Экспресс диагностика в детском саду). М., Генезис, 2008г.
Психодиагностический комплект (авт. Рогов Е. И. «Настольная
книга практического психолога в образовании»).
Психодиагностический комплект (авт. Р. С. Немов «Психология, т.3).
Психодиагностический комплект (авт. Е.В.Загорная «Настольная
книга детского психолога»), Наука и техника, 2016.
Развиваем детей раннего возраста (диагностика психического
развития детей раннего возраста). К.Л.Печора, М., Сфера,2011г.
Индивидуальная психологическая диагностика ребѐнка 5-7 лет.
А.Н.Веракса, Мозаика-Синтез, 2012г

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».