Проект Времена года средняя группа(4-5 лет) Львова Е .В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 19 «Тополѐк»
632620, Свердловская обл.,Талицкий район, п.Троицкий,ул.Нагорная,д.1
тел.8(34371)4-17-46, e – mail topolek19@bk.ru

Утверждаю:
Заведующий МКДОУ «Детский сад №19 «Тополѐк»
____________ О.В.Шевелѐва

ПРОЕКТ
Тема: «Времена года»
Вид проекта: творческий, познавательный
Тип проекта: долгосрочный

Разработала:
Воспитатель Львова Е.В.

п. Троицкий, 2023г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт проекта……………………………………………………………………………………………3
Актуальность……………………………………………………………………………………………….5
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап………………………………………………………………………………....8
Основной этап…………………………………………………………………………………………….8
Заключительный этап…………………………………………………………………………………...9
Список используемых источников…………………………………………………………………….....9
Приложения
План мероприятий……..………………………………………………………………………………12
Содержание мероприятий…………………………………………………………………………….19

ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Структура
Тема проекта
Вид проекта
Срок
реализации
Автор проекта
(ФИО,
должность)
Участники
проекта
Цель проекта
Задачи проекта

Этапы 1
реализации
проекта 2
3
4

Содержание
«Времена года»
Творческий, познавательный
Долгосрочный, 2023-2024г.(1 год)
Львова Елена Владимировна – воспитатель
МКДОУ «Детский сад №19 «Тополѐк»
Воспитанники средней группы, родители, воспитатель
Формирование у детей 4-5 лет представления о временах года, их отличительных особенностях через
систему мероприятий.
1. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями каждого времени года.
2.Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.
3.Развивать у детей и родителей умение наблюдать за объектами и явлениями природы.
4.Способствовать развитию творческих способностей детей и родителей, через различные виды
деятельности.
5.Вовлечь родителей в образовательный процесс через проектную деятельность.
6.Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, к ее красоте в разное время года.
1 этап: Подготовительный (Сентябрь): Цель: создание необходимых условий для реализации
проекта.
- ввод участников проекта в проблемную ситуацию
- составление тематического планирования мероприятий
- подбор познавательной, художественной литературы

3

5 - подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр.
Ответственный: Львова Е.В.
2 этап: Практический (с 02.10.2023 по 10.05.2024)
Цель: реализация творческих и познавательных способностей всех участников проекта в
совместной деятельности.
План мероприятий представлен в приложении 1
Содержание мероприятий представлено в приложении 2
Ответственный: Львова Е.В.
3 этап: Заключительный (с 13.05.2024 по 31.05.2024)
Цель: оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и
ожидаемыми результатами:
-защита проекта и обобщение опыта в педагогическом коллективе;
-ознакомление родителей с результатами проведения проекта;
-фото выставок поделок, подготовка благодарностей за поделки семьям;
- выставки детских работ по теме проекта;
- итоговое мероприятие по проекту.
Ожидаемый Дети:
- дети умеют определять время года как на картинке, так и в природе, знают
результат
отличительные признаки каждого времени года;
- у детей развит познавательный интерес к миру природы;
- дети и родители уделяют внимание наблюдениям за объектами и явлениями
природы;
- у детей и родителей развиты творческие способности;
- родители являются активными участниками образовательного процесса;
- у участников проекта сформировано бережное отношение к природе.

4

Актуальность
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Во все времена года природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на чувства ребенка.
Формирование представлений о временах года у дошкольников относится к особой группе представлений - о
цикличности событий в природе и играет большую роль в построении у детей адекватной картины мира, которая
позволит ему понять повторяемость изменений в окружающем мире, установить взаимосвязь между этими
изменениями, прослеживать последовательность.
Процесс развития представлений о временах года способствует развитию у ребенка важнейших операции
мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их строение), сравнение (дети
находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы
приспособления растений и животных к сезонам и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять объекты
природы в группы на основе выделения существенных признаков). Актуальность проекта состоит в том, что он
5

охватывает многие стороны образовательного процесса, разные виды детской деятельности, расширяет представления
детей о живой и не живой природе и о ее изменениях в процессе смены времени года.
Проблема: У детей не достаточно сформировано представление о временах года, их отличительных особенностях;
дети не достаточно проявляют интерес к окружающей действительности; родители не достаточно уделяют внимание
наблюдениям за объектами и явлениями природы.
Цель проекта:
Формирование у детей 4-5 лет представления о временах года, их отличительных особенностях через систему
мероприятий.
Задачи проекта:
1. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями каждого времени года.
2. Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.
3. Развивать у детей и родителей умение наблюдать за объектами и явлениями природы.
4. Способствовать развитию творческих способностей детей и родителей, через различные виды деятельности.
5. Вовлечь родителей в образовательный процесс через проектную деятельность.
6. Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, к ее красоте в разное время года.
Ожидаемые результаты:
6

- дети умеют определять время года как на картинке, так и в природе, знают отличительные признаки каждого
времени года;
- у детей развит познавательный интерес к миру природы;
- дети и родители уделяют внимание наблюдениям за объектами и явлениями природы;
- у детей и родителей развиты творческие способности;
- родители являются активными участниками образовательного процесса;
- у участников проекта сформировано бережное отношение к природе.
Продукт проекта:
Создание макета "Времена года", выставки поделок, выставки детских работ.
Формы работы:
- Наблюдения в природе на участке и близ лежащей территории детского сада
- ОД
- Тематические беседы
- Чтение художественной литературы
- Рассматривание иллюстраций
- Подвижные и дидактические игры
- Продуктивная деятельность (лепка, изобразительная)
7

- Выставки
- Экспериментальная деятельность

Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный (сентябрь)
Цель: создание необходимых условий для реализации проекта.
- ввод участников проекта в проблемную ситуацию
- составление тематического планирования мероприятий
- подбор познавательной, художественной литературы
- подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр.
2 этап: Практический (с 2 октября – по 10 мая)
Цель: реализация творческих и познавательных способностей всех участников проекта в совместной деятельности.
План мероприятий представлен в приложении 1
Содержание мероприятий представлено в приложении 2

8

3 этап. Заключительный (с 13 мая – 31 мая)
Цель: оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми
результатами:
-защита проекта и обобщение опыта в педагогическом коллективе;
-ознакомление родителей с результатами проведения проекта;
-фото выставок поделок, подготовка благодарностей за поделки семьям;
- выставки детских работ по теме проекта;
- итоговое мероприятие по проекту.
Список используемых источников:
1. Е. Л. Нуйкина Пластилиновая сказка. Конспекты занятий для детей 3-5 лет-М.: ТЦ Сфера, 2020.-128 с.
(Библиотека воспитателя)
2. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Издательский дом «Цветной мир», 2016.-152с.
3. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» (Методическое пособие). 2021 г.
4. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с. (Детям о самом важном).
7. Пространство детского сада: познание, экология/ Под ред. А. Русакова, Т. Лапкиной. – М.: ТЦ Сфера; СПб.:
Образовательные проекты, 2016. – 128с. (Библиотечка воспитателя).
8. Шорыгина Т.А. Беседы о насекомых с детьми 5-8 лет.-М.:ТЦ Сфера, 2017.-96с.(вместе с детьми)
9

9. Шорыгина Т.А. Беседы о птицах с детьми 5-8 лет.-М.:ТЦ Сфера, 2017.-96с.(вместе с детьми)
10. Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера»
11. Наглядно-дидактическое пособие «Деревья» Оформление ООО «Форпост» 2013г.
12. Наглядно-дидактическое пособие «Животные России» Оформление ООО «Форпост» 2013г.
13. Сборник веселых летних, осенних, зимних, весенних опытов и игр.
14. Копцева Т.А. «Природа и художник», М., «Сфера», 2016 г.
16. Интернет ресурс

10

Мероприятия
1
Наблюдения за природой и погодой на
неделя улице (понижение температуры воздуха,
стало больше пасмурных и дождливых
дней)
Д/и «Овощи и фрукты», «Ягоды»,
«Грибы», «Чудесный мешочек», «От
какого дерева лист», «В саду или в
огороде»

2
неделя

Задачи
Октябрь
Формировать представления об осенних
изменениях.

Расширять представления об овощах,
фруктах, грибах, ягодах, деревьях и о месте
их произрастания.

Лепка «Овощи на грядке», «Яблоки на
яблоне»
Работа с календарем погоды

Закреплять знания об овощах и фруктах.
Совершенствовать умения лепить круглые и
овальные формы.
Учить замечать состояние погоды,
отображать его схематично.

Проблемная ситуация «Найди картинки,
где изображена осень и почему»

Формировать представления об осенних
изменениях.

Выставка поделок из природного
Развивать творческие способности
материала "Тыква-деревенское солнышко" участников проекта

Работа
родителями

с

Консультация для
родителей
«Экологическое
воспитание детей» Проинформировать
родителей о
необходимости
экологического
воспитания.
Участие родителей
совместно с детьми
в выставке поделок
из природного
материала.

1
Наблюдения за природой и погодой, за
неделя птицами в ноябре
Рисование «Осенние деревья»
Чтение стихотворений "Заглянула осень в
сад" В. Степанов, "Осень" М. Ходякова
Экспериментальная деятельность «Как
освещенность влияет на окраску листьев»
Работа с календарем погоды
2
Загадывание загадок об осени, осенних
неделя явлениях.

Ноябрь
Учить замечать и называть изменения в
природе.
Учить отражать в рисунках собственные
наблюдения.
Развивать интерес к художественному слову

Пополнение с
помощью
родителей уголка
природы бросовым
материалом.

Развивать первичные навыки
исследовательской деятельности.
Учить замечать состояние погоды,
отображать его схематично.
Закреплять осенние признаки

Аппликация «Оденем детей на прогулку»

Закрепить названия одежды и изменения
одежды в связи с изменением времени года.
Знакомить с особенностями
жизнедеятельности диких животных в
осенний период

Просмотр презентации «Как животные в
лесу готовятся к зиме»

Знакомить с особенностями
жизнедеятельности диких животных в
осенний период
Декабрь

12

Закреплять с
детьми названия
осенних месяцев

1
Знакомство
с
искусством
неделя рассматривание зимних пейзажей.

- Закрепить знания детей о сезонных Консультация для
изменениях в природе и знание о жанре родителей
искусства - пейзаж
«Наблюдения
в
природе зимой» Сюжетно-ролевая игра "Прогулка в Расширять знания детей о зимнем лесе.
знакомить
зимний лес"
родителей
о
способах
Наблюдения за погодой и природой в Учить замечать и называть изменения в организации
декабре.
природе, обратить внимание на "засыпание" наблюдений
с
природы с наступление зимы
детьми в зимнее
время
Д/и "Бывает – не бывает?"
Закреплять особенности времен года.
Д/и "Какой, какая, какое?"
Рисование "Первый снег

Учить подбирать прилагательные к словам.
2
Закрепить умение передавать в рисунке снег
неделя
приемом примакивания кисти.
Беседа с рассматриванием иллюстраций
Дать представление о символах и атрибутах
"Символы нового года"
Нового года (елка, Дед Мороз, Снегурочка,
подарки и т.д.)
П/и "Снежинки", "Два мороза"
Развивать двигательную активность детей,
ловкость, внимание, речь.
Экспериментальная деятельность
Развивать первичные навыки
"Цветные льдинки"
исследовательской деятельности.
Январь
Чтение
художественной
литературы Развивать интерес к слову в литературном
Э.Успенский "Проказы старухи зимы"
произведении.
1
Просмотр презентации
неделя спорта».
Аппликация "Снеговик"

Предложить
родителям
стихотворение для
заучивания с
детьми дома "К нам
опять пришла зима"
М. Дружинина,
"Зима" И. Суриков

Предложить
родителям
в
выходные
«Зимние виды Знакомить детей с зимними видами спорта.
прогуляться
по
зимнему
лесу,
понаблюдать
за
Закреплять умения детей вырезать детали красотой природы
13

для аппликации, развивать аккуратность в зимнего леса
выполнении работы.
Работа с календарем природы

Учить
замечать
состояние
погоды,
отображать его схематично.
2
Наблюдения за погодой, за птицами, за Учить замечать и называть изменения в Папка-передвижка
неделя людьми зимой
природе, устанавливать простейшие связи «Зима»
между явлениями живой и неживой природы Закреплять с
детьми названия
Подвижные игры "Белые снежинки", "Два Развивать координацию движения, ловкость. зимних месяцев.
Мороза"
Беседа "Одежда людей зимой"

Закрепить название зимней одежды людей,
устанавливать взаимосвязь выбора одежды
людей с сезоном.
Экспериментальная
деятельность Продолжать
формировать
у
детей
«Свойства снега»
представления о свойствах снега (холодный,
белый, легкий, пушистый, тает)
Февраль
1
Опыты по замораживанию воды в разных Подвести к понятию, что происходит с
неделя формах
водой с понижением температуры.
Рисование «Заснеженные деревья»

Продолжать формировать умение рисовать
сюжетные
композиции,
повторяя
изображения одних и тех же предметов.

Д/и "Что было бы, если..."

Закреплять знания о взаимосвязи в природе,
развивать
логическое
мышление,
воображение

Работа с календарем природы

Учить
14

замечать

состояние

погоды,

отображать его схематично.
Продолжать формировать представление
детей о сезонных изменениях в природе,
учить воспринимать описание предметов и
явлений.

2
Чтение загадок о зиме
неделя

Экспериментальная
"Тающий лед"

деятельность Выяснить , что лед
превращается в воду.

Беседа «Зима. Что ты о ней знаешь?»

в тепле тает

и

Уточнить знания о зимнем времени года.

П/и "Снежная баба"

Развивать двигательную активность.
Март
1
Чтение
художественной
литературы Учить внимательно слушать произведение, Папка-передвижка
неделя "Весна" Е. Карганова, "Пришла весна" А. понимать его смысл.
"Весна"
Леонтьев.
П/и «Перепрыгнем через ручеѐк», «Гори, Развивать
организованность,
гори ясно»,
инициативность, поддерживать дружеские
взаимоотношения
Аппликация "Мимоза" к празднику 8 Продолжать
развивать
творческие
марта.
способности, моторику пальцев рук.
2
Посадка семян цветов для клумбы
неделя
Д/и "Бывает - не бывает"

Поощрять желание детей помогать взрослым Помощь в
оформлении уголка
Учить соотносить природные явления с природы к весне.
временем года, развивать умение доказывать
свое
мнение,
внимание,
слуховое
восприятие.

15

Продолжать знакомить со сменой времен
Беседа "Куда делся снег?
года, сезонными изменениями в природе,
учить делать выводы.
Апрель
1
Наблюдения за погодой, объектами Учить замечать и называть изменения в
неделя природы, птицами, одеждой людей и т. д. природе, устанавливать простейшие связи
между явлениями живой и неживой
природы.

Консультация для
родителей
«Наблюдения
за
природой весной»
Ц:
познакомить
Чтение художественной литературы и Развивать интерес к слову в литературном родителей
как
заучивание стих.-я "Весна" Е. Карганова
произведении.
знакомить детей с
природой
Д/и "Когда это бывает?"
Продолжать закреплять знания характерных
признаков времен года.
Работа с календарем природы

2
Д/и "Угадай весенний цветок"
неделя
И.Беляков «Подснежник проснулся»
П/и "Медведь проснулся"
Опыт с веточками березы с почками

1
Лепка "Жук"
неделя
Д/и "Придумай рассказ"

Учить
замечать
состояние
отображать его схематично.

погоды,

Закреплять названия весенних цветов, учить
внимательно слушать загадки до конца,
развивать логическое мышление.
Развивать интерес к литературному слову.
Вызвать желание играть в совместные игры,
развивать двигательную активность.
Показать значение воды в жизни растений,
воспитывать
гуманное
отношение
к
объектам природы.
Май
Учить передавать в лепке образ насекомого,
закреплять приемы работы с пластилином.
Закреплять знания о характерных признаках
16

Привлечь
родителей
к
участию вместе с
детьми в выставке
рисунков
первых
цветов

Консультация
родителей
«Осторожно,

для

времен года; формировать умения подбирать насекомые»
Ц:
предметные
и
сюжетные
картинки; знакомить
с
развивать связную речь.
профилактическими
мерами от укусов
Рассказ о труде людей весной.
Дать детям знания о труде взрослых в насекомых»
весенний период, воспитывать уважение к
человеческому труду.
2
Уход за рассадой цветов для клумбы
Поощрять желания детей помогать взрослым
неделя
ухаживать за растениями
Целевая прогулка по территории детского Развивать
наблюдательность
путѐм
сада
выявления признаков весны
Просмотр презентации "Мир насекомых" Расширять представление о насекомых.
Обобщить и закрепить знания детей о
Итоговое мероприятие по временам года - временах года, об их отличительных
Викторина
особенностях.

17

Приложение 2
Дидактические игры
Д/и «Одень куклу на прогулку»
Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии одежды, умение различать и находить нужную одежду.
Оборудование: макет "Времена года", кукла, одежда на разные сезоны.
Содержание: Воспитатель садится напротив детей. На столе макет «Времена года». На стульчике сидит кукла девочки.
Предлагает детям выбрать один из времѐн года на макете.
- Опишите данное время года
- Как одеваются люди в это время года?
- Какую одежду будем одевать кукле Тане?
- Вспомните, в какой последовательности надо одевать одежду на прогулку.
Ребята под руководством воспитателя или самостоятельно в нужной последовательности одевают куклу. Детям
разрешается поспорить, стоит ли вещь одевать сейчас. То, что не понадобится кукле, дети убирают в шкаф.
Д/и «Угадай по описанию»
Цель: закреплять знания детей о фруктах и овощах, развивать образное мышление, память, учить устанавливать
логические связи, умение слушать и анализировать речь воспитателя. Оборудование: муляжи фруктов, овощей или их
картинки, фишки.
Содержание: Детям четко и внятно описывают тот или иной фрукт или овощ, называя его характерные признаки,
особенности использования и др. Дети, анализируя полученные сведения, пытаются догадаться, о каком объекте идет
речь, называют его. За правильный ответ ребенок получает какое-либо поощрение (карточку, фишку и т.п.). Воспитатель
показывает угаданный фрукт или овощ и еще раз проговаривает его особенности и свойства.
Д/и "Бывает - не бывает"
Цель: учить соотносить природные явления с временем года, развивать умение доказывать свое мнение, внимание,
слуховое восприятие.
Оборудование: мяч
18

Содержание: Воспитатель предлагает детям высказывание и одному из ребенка кидает мяч. Высказывание может быть
верным, а может быть не верным. Ребенок либо соглашается с утверждением, либо не соглашается и объяснят почему.
(Зимой идет снег, осенью тает снег, весной бывает капель, летом с деревьев опадают листья и т. д.)
Д/и "Какой, какая, какое"
Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному объекту или явлению, активизировать усвоенные ранее
слова.
Содержание: Воспитатель называет какой-нибудь объект или явление, а играющие по очереди называют как можно
больше признаков, соответствующих данному объекту или явлению.
Д/и "С какого дерева лист?"
Цель: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев и их названия; развивать внимание,
наблюдательность, память, речь; воспитывать познавательный интерес.
Содержание: предложить детям рассмотреть листья, разложить их к соответствующим деревьям, назвать дерево,
назвать название листа (березовый, кленовый, осиновый и т.д.)
Д/и "Угадай весенний цветок"
Цель: закреплять названия весенних цветов, учить внимательно слушать загадки до конца, развивать логическое
мышление.
Оборудование: Стихи-загадки о весенних цветах, предметные картинки с изображением цветов. Содержание:
Воспитатель читает загадки, а дети по ответам находят соответствующий цветок и называют его.
Появись на пригорке желтенькие
Весна приходит с лаской и со своею
точки,
сказкою, Волшебной палочкой
Это солнцу улыбнулись первые
взмахнет
цветочки (Мать-и-мачеха)
И первый из-под снега цветочек
расцветет (Подснежник)
Май, тепло и скоро лето.
Цветѐт он майскою порой,
В зелень всѐ и вся одето.
Его найдѐшь в тени лесной:
19

Словно огненный фонтан –
Раскрывается… (Тюльпан)
Мохнатые цыплятки расселись на
грядке.
Ни тюльпан, ни роза, а яркая…
(мимоза)
В меду он сладкий, весной желтый,
яркий, Летом осыпается, если
дуновению подвергается. (одуванчик

На стебельке, как бусы, вряд
Цветы душистые висят (Ландыш)
Желтая красавица весной хочет
понравиться. Пушистые комочки
Растет после морозов
Называется…(мимоза)
Белые горошины на стебле повисли.
Будто снежные комочки
На листе широколистном (ландыш)

Д/и «Когда это бывает?»
Цель: учить детей различать признаки времен года, с помощью поэтического слова показать красоту различных времен
года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей. Оборудование: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны,
лета, осени и зимы, стихотворения о временах года.
Содержание: Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором
говорится в стихотворении.
Весна.
Лето.
На полянке, у тропинки пробиваются И светла, и широка Наша тихая река.
травинки. С бугорка ручей бежит, а
Побежим купаться, с рыбками
под елкой снег лежит.
плескаться…
Осень.
Зима.
Вянет и желтеет, травка на лугах,
Под голубыми небесами
Только зеленеет озимь на полях.
Великолепными коврами,
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Блестя на солнце, снег лежит;
Ветер в поле воет,
Прозрачный лес один чернеет,
Дождик моросит.
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
20

Д/и «Чем накормим птиц зимой»
Цель: формировать у детей знания о зимующих птицах, и помощи человека природе.
Содержание: - Ребята, как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Нужно ли им помогать зимой? Как мы можем
помочь птицам зимой? Перед вами картинки, на которых изображены продукты. Те, которыми нельзя кормить птиц, вы
должны положить в черный пакет, а те, которыми можно кормить - в белый.
Д/и «Придумай рассказ»
Цель: закреплять знания о характерных признаках времен года; формировать умения подбирать предметные и
сюжетные картинки; развивать связную речь.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по временам года, предметные модели соответствующие временам
года (листья, фрукты, снежинки, птицы).
Содержание: Педагог предлагает ребенку выбрать время года, которое ему нравится. Затем ребенку необходимо
подобрать предметные модели, которые соответствуют выбранному времени года. Также необходимо выбрать картинки
с признаками выбранного времени года и объяснить свой выбор. Педагог помогает подобрать сюжетные картинки к
данному времени года, разместить их на магнитной доске и составить описательный рассказ.
Д/и "Что было бы, если ...."
Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе, развивать логическое мышление, воображение
Содержание: Воспитатель предлагает детям фразы для размышления, а ребенок пытается ответить. (Что было бы, если
бы на деревьях весной не распустились почки? ...если бы снег весной не растаял?...если бы летом не распустились бы
цветы? ....если бы зимой не было снега? ... если бы солнышко весной не стало бы греть? и т.д)

21

Подвижные игры.
"Кто скорее соберет?"
Цель: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и
дисциплинированность.
Содержание: дети делятся на две команды: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и
две корзины. По команде воспитателя дети начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал
первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.
"Ветерок"
Цель: развивать двигательные навыки, упражнять в умении менять движения в соответствии с текстом.
Содержание: выбирается водящий. Ему надевают шапочку «Ветерка». И он отходит в сторону. Воспитатель говорит:
«Из – за елки на опушке
Чьи-то выглянули ушки. (Дети присели и показывают ушки)
Лапки заек замерзают,
Зайки лапки согревают (встали, согревают лапки)
Стали прыгать и скакать,
Стали весело играть». (Дети прыгают).
Воспитатель говорит:
«Ну-ка, ветер, не зевай
И зайчишек догоняй!»
Водящий догоняет детей.
"Листопад"
Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые
даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад». Оборудование: осенние листья.
Содержание: Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто
жѐлтый, кто красный, кто большой, кто маленький». Каждый ребѐнок показывает и называет, какой листочек он выбрал
22

по цвету и величине.
Педагог рассказывает:
«Листья лѐгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками).
Листопад! Листопад!
Листья жѐлтые летят!
Кружатся красивые жѐлтые листочки. (Действия выполняют дети с жѐлтыми листочками).
Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками).
Покружились и уселись на землю. (Дети приседают).
Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся).
Прилетел лѐгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети)
«Поднялись листья разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке).
Закружились, закружились, закружились!
"Два Мороза"
Цель: учить детей играть по правилам, развивать быстроту, ловкость, выносливость.
Содержание: на противоположных сторонах площадки обозначены дома, играющие располагаются в одном из домов.
Водящие – Мороз Красный нос и Мороз синий нос встают посередине площадки лицом к играющим и произносят:
Мы морозы молодые
Мы два брата удалые
Я Мороз Красный нос!
Я Мороз Синий нос!
Кто из вас решится
В путь – дороженьку пуститься?
Играющие отвечают хором: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз. После слова «мороз» дети перебегают через
площадку в другой дом, а водящие догоняют их и стараются коснуться рукой, «заморозить». «Замороженные»
останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят не двигаясь. Воспитатель
вместе с «Морозами» подсчитывают количество «замороженных».
23

"Снежная баба" (русская народная)
Цель: развивать двигательную активность.
Содержание: выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая,
Баба Снежная стоит,
Утром дремлет, днями спит.
Вечерами тихо ждет,
Ночью всех пугать идет.
На эти слова «Снежная баба» просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой».
"Снежинки"
Цель: развивать двигательную активность, выполнять движения в соответствии с текстом. Содержание: дети
выполняют действия по тексту.
Снежинки, снежинки по ветру летят
Снежинки, снежинки на землю хотят (бег в разном направлении)
Но вот ветер дует сильней и сильней
Снежинки кружатся быстрей и быстрей (машут руками над головой)
Вдруг ветер утих, стало тихо кругом
Снежинки слетелись в большой снежный ком (присели, руки опустили на пол)
Присели снежинки и тихо сидят (палец ко рту)
С зимой подружиться снежинки хотят (протягивают к руки и машут)
"Перепрыгнем через ручеек"
Цель: упражнять в прыжках в длину с места.
Содержание: на площадке рисуется ручеек, с одного конца узкий, а дальше все шире и шире (от 10 до 40 см.). Группе
детей предлагается перепрыгнуть через ручеек вначале там, где узкий, а затем там, где шире, и, наконец, где самый
широкий. Продолжительность игры 5 – 6 минут.
"Медведь проснулся"
24

Цель: развивать двигательную активность, выполнять движения в соответствии с текстом.
Содержание:
Медведь весной проснулся
Потянулся, улыбнулся
Повертелся, оглянулся
Почесался, причесался
Наклонился
Водой из ручья умылся
И пошел медведь гулять
Друзей зверей в лесу искать.

Заглянула осень в сад…
Заглянула осень в сад
- Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жѐлтые метели.
Под ногами первый лѐд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнѐт,
А запеть – Стесняется.
(В. Степанов)

Листопад Листопад,
Листопад! Птицы жѐлтые
летят…
Может, и не птицы это
Собрались в далѐкий путь?
Может, это
Просто лето Улетает
отдохнуть? Отдохнѐт, Сил
наберѐтся
И обратно к нам вернѐтся.
(И. Бурсов)

25

Осень
Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далеки
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года
Осенью зовется.
(М. Ходякова)

К нам опять пришла Зима!
Снег ложится на дома:
К нам опять пришла Зима!
Принесла в котомке
Вьюги да позѐмки,
Холода, сугробы,
Лѐд, И, конечно, Новый год!
(М. Дружинина)

Зима
Белокрылые метели
Так недавно к нам в оконце
Белокрылые метели
Каждый день глядело
Завывают в феврале.
солнце.
Звери сильно похудели
А теперь пора настала
В тесной норке и в дупле.
- В поле вьюга загуляла.
Мы поможем им немножко:
Разбежалась с песней
Хлеб в кормушку
звонкой,
принесѐм.
Все укрыла, как пеленкой, По заснеженным дорожкам
Запушила снежным пухом В задремавший лес придѐм.
- Стало всюду пусто,
(Т. Керстен)
глухо.
Не звенит река волною
Под одежкой ледяною;
Лес притих, глядит
тоскливо,
Птиц не слышно
хлопотливых.
(Я. Купала)

26

Весна
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело И в
полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.
(Е. Карганова)

Пришла весна
Кап-кап! С крыши падают
слезинки.
Кап-кап! Тают белые
снежинки. Кап-кап!
Солнышко по крыше
скачет.
Кап-кап! А зима сидит и
плачет. Кап-кап!
(А. Леонтьев)

Возвращайся, ласточка!
Улетела Ласточка
За тридевять земель...
Возвращайся, Ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, Ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, Ласточка,
Прилетит Весна!
(С. Есенин)

Лето
— Что ты мне подаришь,
лето?
— Много солнечного света!
В небе радугу-дугу!
И ромашки на лугу!
— Что еще подаришь мне?
— Ключ, звенящий в
тишине,
Сосны, клены и дубы,
Землянику и грибы!

Если дует ветер
Тѐплый, хоть и с севера,
Если луг — в ромашках
И комочках клевера,
Бабочки и пчѐлы
Над цветами кружатся,
И осколком неба
Голубеет лужица,
И ребячья кожица
Словно шоколадка...
Если от клубники
Заалела грядка
— Верная примета:
Наступило лето
(Л. Корчагина)

Июль
Этот месяц самый яркий,
Самый пестрый, самый
жаркий. Липа сладкая
цветет,
Первый боровик растет,
Зацветает в поле рожь,
Грозы нагоняют дрожь,
Пчелы мед таскают в ульи.
Это все пришло в июле.
(Д. Еловикова)

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».