Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии детей дошкольного возраста Песочная сказка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕIПIОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Дстсю1ii снд №

632620,

19 «То110J1ёк»

Свердловская обл . ,Талицкий район, п.Троицкий,ул.Нагорная,д.1
тел.8(343 71 )4-17-46,е - mai I topolek l 9@ bk.ru

Принята

Утверждена

На педагогическом совете

Протокол№
От

«_09_»

Заведующий

,·

4

марта

2023

,

№19 «Тополёк »

! ,;+----Щ~">+------"'-'+"~-t- О.В. Шевелёва

Приказ № 1,9. 1

г.

~ - -» марта 2023r.

\\

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности

по развитию эмоциональной и познавательной сферы

.

'

средствами песочной терапии детей дошкольного возраста

«Песочная сказка»

(Срок реализации-2 года)

п.Троицкий,2023 год

Содержание
1. Целевой раздел......................................................................................................................................... 3
1. 1. Пояснительная записка ................................................................................................................. 3
1.2. Цель и задачи реализации программы ........................................................................................ 4
1.3. Принципы реализации программы. ............................................................................................. 5
1.4. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностейразвития детей
дошкольного возраста ............................................................................................................................ 5
1.5. Возрастные особенности воспитанников..................................................................................... 5
от 5 до 6 лет ........................................................................................................................................... 5
от 6 до 7 лет ........................................................................................................................................... 6
1.6. Планируемые результаты освоения программы ....................................................................... 7
2. Содержательный раздел ........................................................................................................................ 8
2.1. Формы, методы, приемы и средства реализации Программы................................................ 8
2.2.

Способы и направления поддержки детской инициативы ................................................. 8

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников......................................................... 9
3.Организационный раздел ..................................................................................................................... 11
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка .......................... 11
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды........................................ 11
3.3. Кадровые условия реализации Программы ............................................................................. 12
3.4. Материально-техническое обеспечение Программы .............................................................. 13
3.5. Методическое обеспечение Программы .................................................................................... 15
3.6. Распорядок и режим проведения занятий ................................................................................. 15
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование ................................................................ 16

1. Целевой раздел.
1. 1. Пояснительная записка
Дополнительная программа художественной направленности по развитию
эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии детей дошкольного
возраста «Песочная сказка» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до
7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Основанием для разработки Программы являются нормативные правовые
документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 29.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (зарегистрирован в Минюсте России 29.11.2018 №
52831).
5. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования».
6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О методических
рекомендациях по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
8. Приложение,
утвержденное
приказом
Министерства
здравоохранения
социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Единый квалификационный справочник
должностей руководителей, специалистов и служащих».
9. Устав МКДОУ «Детский сад № 19 «Тополек».
10.
Государственная программа Свердловской области «Развитие системы
образования в Свердловской области до 2024 года», утвержденная постановлением
Правительства Свердловской области от 29.12.2016 №919-ПП.
Актуальность программы
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования
необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Все это
делает особо важным участие психолога в проведении развивающей работы с детьми. В
связи с этим в рамках образовательного процесса необходимо создавать условия по
развитию познавательных психических процессов, волевого поведения ребенка и
обеспечение эмоционального комфорта.
Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идет в
контексте с практической и игровой деятельностью. Игры на песке - одна из форм
естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она может быть использована в

развивающих и обучающих занятиях. В процессе песочной игры ребёнок имеет
возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он
освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Песочница
обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от застенчивости,
конфликтности в общении и многих других проблем. Песочная терапия–это, прежде всего,
возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей,
животных или предметов способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства и
эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Такого рода игры с песком
стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, формируют умение прислушиваться к
себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует
развитию речи, произвольного внимания и памяти. При этом создаются благоприятные
условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности
своим делом. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в
физических формах, создаваемых руками. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок
получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего
плана. Но основным положительным моментом, несомненно, является возможность
получать ребенком первый опыт рефлексии (самоанализа). Накопленный опыт
самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную
жизнь. Использование песочницы в педагогической практике дает комплексный
образовательно-терапевтический эффект.
Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста: 5
– 6 лет, 6– 7 лет. Для каждой возрастной группы предназначается свой образовательный
модуль. Творческая деятельность осуществляется на световых столах с песком и
закреплением пройденной темы.
Срок реализации Программы: 2 года.

1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель программы: создание условий для гармонизации личностного и
интеллектуального развития детей дошкольного возраста, детей имеющих
проблемы в развитии: познавательной сферы, эмоциональной сферы, волевой
сферы.
Задачи по развитию познавательной сферы:
1. Формирование учебной мотивации и познавательного интереса.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие мышления.
Задачи по развитию эмоциональной сферы:

1. Формирование позитивного отношения к себе, адекватной самооценки.
2. Развитие способности осознания своего эмоционального
состояния иокружающих.

3. Формирование навыков адекватного выражения эмоций.
4. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию.
5. Обучение приемам саморегуляции.
Задачи по развитию волевой сферы:

1. Создание условий для воспитания самостоятельности и ответственности.

2. Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения.
3. Психокоррекция агрессивного и других форм дезадаптивного поведения.
4. Создание условий для формирования нравственной системы ценностей.

1.3. Принципы реализации программы.
1. Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста, на основе
безоговорочного принятия его уникальности и ценности.
2. Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных,
личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях, методов
психологического взаимодействия.
3. Принцип «На стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка,
обеспечивается защита его прав при учете позиции других участников учебно –
воспитательного процесса.
4. Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить
проблемы за ребенка, а научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для
становления способности ребенка к саморазвитию.
5. Принцип системности предполагает, что сопровождение носит непрерывный
характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя
непротиворечивость.
6. Принцип рациональности, лежит в основе использования форм и методов
психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом
оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

1.4. Значимые характеристики, в том числе характеристики
особенностей развития детей дошкольного возраста
Программа рассчитана на 2 года обучения дошкольников: 5-6 лет, 6-7 лет.
В группе занятия проводятся с сентября по май включительно.
Основная форма работы –развивающие занятия в группах и подгруппах. Число
занимающихся детей в каждой группе (подгруппе) в среднем – 8 человек. Дополнительная
форма работы – консультация педагога с родителями и детьми. Принимаются все
желающие дети с 5-летнего возраста (без ограничений и независимо от наличия у них
природных и специальных физических данных).
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями занятия в детском
саду рекомендуется проводить:
- для детей 5-6 лет 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут каждое;
- для детей 6-7 лет 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут каждое.

1.5. Возрастные особенности воспитанников
от 5 до 6 лет
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного
рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут
быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и

воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки
представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться
оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные
отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются
многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными
изменениями. Изображение человека становится более детализированным и
пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и
эмоциональном состоянии изображенного человека.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре,
шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает»
природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от
художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый
материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения
предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные
цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников,
овалов, треугольников.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного
положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их
пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях
восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они
должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных
признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить
преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во
взаимодействие и т. д.
Продолжают развиваться
устойчивость,
распределение,
переключаемость
внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов;
развитие
мышления
сопровождается
освоением
мыслительных
средств
(схематизированные представления, комплексные представления, представления о
цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление,
воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
от 6 до 7 лет
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые
детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более
детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся
различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику,
космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс,
балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.
Изображение
человека
становится
еще
более
детализированным
и
пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок.

Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются
художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги
и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид
деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных
представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже
доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут
передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременноучитывать несколько различных признаков.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать
снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это
можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации,
приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В
некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

1.6. Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии
мышления, речи, психических функциях, формировании у них познавательных интересов,
коммуникативных умений и творческих способностей, произвольности деятельности. При
этом у детей формируются следующие основные умения:

 Умения выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных
предметов и совокупностей.
 Умения объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь
между частью и целым.
 Овладение детьми приемами логической обработки информации, формирование
и развитие навыка самоконтроля.

Развитие
доброжелательности
и
эмоциональной
отзывчивости,понимания и сопереживания другим людям.
 Формирование основ бесконфликтного общения.
 Сознавать и контролировать свои эмоции.

2. Содержательный раздел
2.1. Формы, методы, приемы и средства реализации Программы
Основные формы работы – совместная деятельность,
образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

игра,

развлечения,

Используются следующие методы организации образовательного процесса:
По признаку получения знаний:
- словесные (беседа, диалог, дискуссия, лекция, чтение, объяснение, рассказ);
- наглядные (методы иллюстрации: показ плакатов, пособий, таблиц, фотографий,
кар-тин, работа по образцу);
- практические (практические работы, исследования и наблюдения, изготовление
поделок).
По способам организации деятельности:
- информационные, объяснительно-иллюстративные с использованием различных
источников знаний (книг, журналов, компьютера);
- репродуктивные (изготовление наглядных пособий, оформление выставок,
работа пообразцу);
- проблемного изложения материала.
По управлению учебно-познавательной деятельностью:

- методы формирования познавательных интересов;
- методы формирования патриотических чувств.
Методы формирования устойчивой мотивации:

- создания ситуации успеха;
- познавательные игры, конкурсы, викторины, олимпиады, КВНы и др.;
- учебные дискуссии, беседы.

2.2.

Способы и направления поддержки детской инициативы

Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных
образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности
детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к
себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для
участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды,
которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образова
тельной деятельности.
Для воспитанников старшей группы (5-6 лет) приоритетной сферой инициативы
является внеситуативно-личностное общение. Педагог осуществляет следующую
деятельность по поддержке детской инициативы:

- создаёт положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя
любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и
тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
- уважает индивидуальные вкусы детей, их позитивные привычки;
- поощряет созидание по собственному замыслу; обращает внимание на полезность
будущего продукта для других, доставленную радость окружающим;
- создаёт условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности
детей;
- помогает детям в решении проблем организации игры;
- привлекает к планировании деятельности детского коллектива на день и более
отдалённую перспективу; обсуждает выбор спектакля, танца, игры, упражнения, песни,
музыки, постановки и т.д.;
- создаёт условия для самостоятельной творческой и познавательной деятельности
детей по интересам.
Для воспитанников подготовительной к школе группы (6-7 лет) приоритетной
сферой инициативы является научение. Педагог осуществляет следующую деятельность
по поддержке детской инициативы:
- вводит адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным
признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования
продукта;
- спокойно реагирует на неуспех ребёнка и предлагает несколько вариантов
исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание,
совершенствование деталей и т.п.; рассказывает детям о трудностях, которые педагог
сам испытал новому;
- создаёт условия (ситуации), позволяющие ребёнку реализовать свою
компетентность, обретя уважение и одобрение со стороны взрослых и сверстников;
- обращается к воспитанникам с просьбой научить его тем индивидуальным
достижениям, которые есть у каждого из них;
- создаёт условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности
детей;
- помогает при необходимости в решении проблем при организации игры;
- привлекает к планировании деятельности детского коллектива на день и более
отдалённую перспективу, учитывая и реализуя их пожелания и предложения;
- создаёт условия для самостоятельной творческой и познавательной деятельности
детей по интересам.

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является
единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим
с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены
следующие принципы:
 единый подход к процессу воспитания ребёнка;
 открытость дошкольного учреждения для родителей;
 взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
 уважение и доброжелательность друг к другу;
 дифференцированный подход к каждой семье;
 равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного
воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
 с семьями воспитанников;



с будущими родителями.
Задачи:
1) формирование психолого-педагогических знаний родителей;
2) приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
3) оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении
детей;
4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
 ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских
собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
 ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на
физическое,психическое и социальное развитие ребенка;
 целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное
воспитание в его разных формах;
 обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в
разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых
занятиях.

3.Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие
ребенка
Главные направления психолого-педагогической работы:
 Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности;
совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.
 Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений
изобразительного искусства.
 Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании
коллективных работ.
 Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,
эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям
искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
 Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных
представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
 Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной
творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении.

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной
деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного
образования отвечает следующим требованиям.
Насыщенность
Развивающая среда по организации изобразительной деятельности имеет
разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую
активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и
возможность самовыражения.
Трансформируемость пространства
Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в
зависимости от образовательной ситуации. Все элементы комплекса по изобразительной
деятельности могут преобразовываться самыми разными способами. Группа по желанию
детей может быть преобразована в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т.д.
Полифункциональность материалов
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды. Например, ширма переоборудована в выставочный стенд для экспозиции
творческих работ. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко
закреплённым способом употребления) предметов (природного, бросового материала)
Вариативность среды
Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности.
Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и
интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать
задачи развития творческой активности детей.
Доступность среды
Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование,
необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения
ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому, в
том числе и дети с ограниченными возможностями. Вместе с тем очень важно приучать
детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем

обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому,
что они могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку. Расходные
материалы должны быть эстетичными, целыми, чистыми. Выставочные места должны быть
доступны для обзора детям.
Безопасность
Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей (учет
требований антропометрии, психофизиология восприятия цвета, формы, величины).
Необходимо обеспечить хранение острых и режущих предметов (карандаши, ножницы) в
специально отведенных чехлах, коробках, шкафах. Высота столов и стульев должна
соответствовать росту детей и они должны быть размещены так, чтобы при работе за ними
было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди. Рабочие
поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы,
используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой
теплопроводностью, быть стойкими к воздействию теплой воды.

3.3. Кадровые условия реализации Программы
Педагог дополнительного образования должен:
- принимать участие в разработке дополнительной образовательной программы
МКДОУ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования;
- участвовать в создании безопасной и психологически комфортной образовательной
среды группы через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального
благополучия ребенка в период пребывания в МКДОУ;
- производить набор воспитанников на обучение по дополнительной
образовательной программе;
- осуществлять дополнительное образование воспитанников в соответствии со своей
образовательной программой, развивать их разнообразную творческую деятельность;
- проводить занятие, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, психологии и гигиены, а также современных
информационных технологий;
- осуществлять организацию, в том числе стимулирование и мотивацию
деятельности и общения воспитанников на учебных занятиях;
- проводить консультацию воспитанников и их родителей (законных
представителей) по вопросам самоопределения;
- проведить текущий контроль и помощь воспитанникам в коррекции деятельности и
поведения на занятиях;
- создавать позитивный психологический климат в группе и условий для
доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным
национально- культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с
различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;
- разрабатывать мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения
(кабинета, лаборатории, мастерской, студии, танцевального залов), формировать его
предметно- пространственную среду, обеспечивающую освоение образовательной
программы;
- принимать участие в проведении родительских собраний, индивидуальных и
групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями)
воспитанников;
- проводить контроль и оценку освоения дополнительных общеобразовательных
программ;

- осуществлять анализ и интерпретацию результатов педагогического контроля и
оценки;
- выявлять творческие способности воспитанников, развитие и формирование
устойчивых профессиональных интересов и наклонностей;
- вырабатывать четкие правила поведения воспитанников в соответствии с Уставом
и правилами внутреннего распорядка МКДОУ;
- осваивать и применять педагогические технологии (в том числе инклюзивные),
необходимых для адресной работы с различными контингентами детей: одаренными
детьми, социально уязвимыми детьми, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации,
детьми- мигрантами, детьми-сиротами, детьми с особыми образовательными
потребностями, детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми с девиациями
поведения, детьми с зависимостью;
- осуществлять надлежащий присмотр за детьми группы в строгом соответствии с
требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях и на детских
прогулочных площадках МКДОУ;
- строго соблюдать установленного в МКДОУ режима дня и расписания
образовательной деятельности воспитанников;
- поддерживать надлежащий порядок на своем рабочем месте. Бережно и аккуратно
использовать имущество детского сада, методическую литературу и пособия;
- осваивать дополнительные профессиональные образовательные программы
профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
- выполнять все требования настоящей должностной инструкции, правил по охране
труда и пожарной безопасности в детском саду;
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования
профессиональной этики;
- в установленном порядке проходить медицинский осмотр.
- ввести в установленном порядке необходимую документацию, сдавать отчетность
в утвержденные сроки.

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы
Занятия по Программе проводятся в групповом помещении «Радуга». Помещение
оснащено
необходимым
оборудованием,
художественными
материалами и
инструментами, есть доступ к воде для смены воды, мытья инструментов и рук.













Комплект оборудования кабинета:
Песочный стол – 4 шт;
Мольберт – 2 шт;
Стол для педагога – 1 шт;
Стол для обучающихся – 12 шт;
Стулья – 24 шт;
Магнитно-маркерная доска – 1 шт;
Мультимедийный проектор – 1 шт;
Интерактивная доска- 1 шт;
Ноутбук – 1 шт;
Магнитофон – 1шт;
Принтер – 1 шт.
Комплект художественных инструментов и материалов
Бумага и основа для композиции:

















































альбомы для рисования (А4) – 50 шт;
листы белой бумаги (А3, А4)- 50 шт;
листы бумаги для акварели (А3)- 50 шт;
листы тонированной бумаги (А4)- 50 шт;
рулонная бумага-3 пачки;
листы белого картона (А4)- 50 шт;
наборы цветного картона (А3, А4)- 50 шт;
наборы цветной бумаги (А4)- 50 шт;
фактурная бумага гофрированная- 10 комплектов;
обои- 1 рулон;
бумажные тарелочки- 50 шт.
Художественные материалы:
пластилин - 50 коробок;
краски гуашевые- 50 шт;
краски акварельные- 50 шт;
цветные карандаши- 50 комплектов;
простые карандаши- 50 шт;
фломастеры- 50 комплектов;
восковые мелки- 50 комплетов;
клей ПВА- 50 шт;
клей – карандаш- 50 шт.
Инструменты для рисования:
палитры – 50 шт;
емкости для воды- 50 шт;
клеевые кисточки- 50 шт;
кисти (пони, белка)- по 50 шт;
салфетки клеенчатые- 50 шт;
доски для пластилина- 50 шт;
стеки- 50 шт;
ножницы- 50 шт.
Бытовой и бросовый материал:
губки, поролон- 50 шт;
воздушные шарики- 50 шт;
нитки цветные х/б, шерстяные- 20 матков;
мыльные пузыри- 50 шт;
конфетные фантики- 50 шт;
трубочки для коктейля- 50 шт;
жидкое мыло- 50 шт;
иллюстрации из журналов, цветных газет, буклеты, старые календари- по 20 шт;
наждачная бумага-10 шт;
зубочистки, заостренные палочки- 50 шт;
ватные диски- 50 шт;
ватные палочки- 50 шт;
салфетки бумажные-5 уп;
одноразовые вилки- 50 шт;
зубные щетки- 50 шт;
втулки от туалетной бумаги- 50 шт;
свечи- 50 шт;
фольга- 1 уп;
спичечные коробки- 50 шт;














штампы – пробки от бутылок, пуговицы- по 50 шт;
трафареты- 50 шт.
Природный материал:
сухие листья- 50 шт;
семена, скорлупки, зерна- по 50 шт;
камни- 200 шт;
ракушки- 3 набора;
крупы манная, пшенная, гречневая- по 1 кг;
кофе в зернах, молотый кофе- по 50 гр;
соль- 3 кг.
Песок- 7 кг;
Кинетический песок-5 коробок по 1 кг.

3.5. Методическое обеспечение Программы
1. Грабенко Т.М. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры/ Т.М. Грабенко,
Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. – СПб.: Детство – Пресс, 2004.
2. Грабенко Т.М. Основы сказкотерапии/ Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева.
–СПб.: Детство – Пресс, 2006.
3. Грабенко Т.М. Чудеса на песке: практикумпо песочной терапии/ Т.М. Грабенко, Т.Д.
Зинкевич – Евстигнеева. – СПб.: Детство – Пресс, 2006.
4. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста/ О.Ю. Епанчинцева. - СПб.: Детство – Пресс, 2011.
5. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. – М.:
Мозаика-Синтез, 2016.
6. Федосеева М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально –
коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии/авт. – сост. М.А.
Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016.

3.6. Распорядок и режим проведения занятий
Занятия проводятся 1 раза в неделю (4 занятий в месяц).
Продолжительность занятия для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, для детей
от 6до 7 лет - не более 30 минут.
В середине занятий в игровой форме проводятся физкультурные минутки
(гимнастикидля глаз, мышц шеи, спины, рук).
Перерывы между занятиями - не менее 10 минут, во время которых проводится
проветривание помещения и приготовление к следующему занятию.

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование
Таблица 1. Разделы программы
I год освоения программы
(старшая группа - 5-6 лет)
Познание. Формирование элементарных
математических преставлений (ФЭМП)
Социально - коммуникативное развитие.
Формирование основ безопасности (ФОБ) в природе

Познание. Формирование элементарных
математических преставлений (ФЭМП)
Социально - коммуникативное развитие. ФОБ в природе

3

Речевое развитие. Игры на формирование
словаря/заучивание стихов ч/з пальчиковые игры на песке)

Речевое развитие. Грамматический строй речи

4

Художественно- эстетическое развитие. Рисование
на песке по теме
Познание. Развитие познавательноисследовательской деятельности/ознакомление с
миром природы
Социально - коммуникативное развитие. ФОБ на
дороге/безопасность собственной
жизнедеятельности
Речевое
развитие.
Грамматический
строй
речи/связная речь
Художественно
эстетическое
развитие.
Составление
композиции
из
разных
материалов/составление мозаичного панно

Художественно- эстетическое развитие. Рисование
на песке по теме
Познание. Развитие познавательноисследовательской деятельности/ознакомление с
миром природы
Социально - коммуникативное развитие. ФОБ на
дороге/безопасность собственной
жизнедеятельности
Речевое
развитие.
Грамматический
речи/связная речь
Художественно
эстетическое
Составление
композиции
из
материалов/составление мозаичного панно

2 неделя

1 неделя

1
2

3 неделя

5

6

7

4 неделя

Месяц

II год освоения программы
(подготовительная к школе группа – 6-7 лет)

8

строй
развитие.
разных

Таблица 2. Лексические темы
Месяц
сентябрь
октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель
май

Неделя
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
2
3
4

Тема
Здравствуй, Радужный мир!
Игрушки. Осень
Овощи
Фрукты
Осень. Грибы
Лес. Деревья
Одежда, обувь, головные уборы
Посуда
Продукты питания
Посуда
Зима
Зимние забавы
Новый год
Новый год
Домашние животные
Дикие животные
Рыбы
Человек. Части тела
Семья
Профессии
День Защитника Отечества
Праздник мам
Весна ранняя
Весна
Перелетные птицы
Мебель
Транспорт
Наш город. Наша улица
Весна поздняя
Сад. Огород
Лето. Луг. Цветы полевые
Деревья. Кустарники

Занятие
1 занятие

Неделя
III неделя
IV неделя

2 занятие
3 занятие
4 занятие

Октябрь

Сентябрь

Месяц

Первый год обучения (старшая группа – 5-6 лет)
Тема

Программное содержание

Материал и оборудование

«Здравствуй Радужный мир»
Познание
ФЭМП/Художественноэстетическое развитие

Знакомство с МРП «Радужный мир»
Закрепление цветового спектра
Формировать умение располагать цветаот
светлого к темному.

Экран стола голубого цвета
Кинетический
песок
радужного
спектра -7 цветов
Стека и/или палочка для песка
Плоскостной макет волшебницыКапельки

«Собери букет из осенних
листьев»
Речевое развитие/ игра на
формирование и обогащение
словаря

Пополнение и активизация словаря на
основе углубления знаний о ближайшем
окружении
Упражнять в подборе существительных к
прилагательному: оранжевый листик,
опавшая листва, разноцветные листья и
т.д.

Экран стола оранжевого цвета,
плоскостной макет силуэта дерева, земли,
кустов (ствол, ветви), листьяразных пород
деревьев, разнойцветовой гаммы
(возможноиспользовать гербарий)

Лексическая тема «Овощи»
«Овощи на
грядке»
Познание/
ФЭМП

Формировать умение создаватьмножества
Привлекать детей к формированиюгрупп
однородных предметов
Развивать общие представления о
множестве: умение создавать
множества по заданным основаниям
Вызывать желание у детей сравнивать
предметы, кардинально разные по
значению, но похожие, например по
форме «Груша – похожа на лампочку ит.д.
Пополнят и активизировать словарь по
теме

Лексическая тема «Фрукты»
«Фруктовая фантазия или
на чтоэто похоже?»
Речевое/ игра на
формированиесловаря

Экран стола зеленого цвета,Макет
огорода с грядками,
Раздаточный плоскостной материал:
овощи двух видов
Экран стола голубого цвета
Заготовки на нижнем экране:
плоскостные картинки: лампочка,
мяч для регби, шарик
Плоскостные макеты для ребенка:
груша, яблоко, лимон, банан гречка

5 занятие
6 занятие
7 занятие
8 занятие

III неделя
IV неделя
I неделя
2 неделя Ноябрь

Ноябрь

Лексическая тема «Осень.
Грибы»
«Листопад»
Познание/ознакомление с
миромприроды

Расширять и уточнять представления
детей о природе, о некоторых природных
явлениях, характерных дляразных времен
года (например, для осени характерно
такое явление как листопад)

Лексическая тема «Лес.
Деревья»
«Деревья в осеннем
лесу» Речевое
развитие/связная речь

Побуждать детей к составлению
небольших импровизированных рассказов
по картине на планшете,выложенной
совместно с
педагогом/самостоятельно по темеосенний
пейзаж

Лексическая тема
«Одежда,обувь,
головные уборы»
«Украсим
платочек»
Познание
/ФЭМП

Формировать умение ориентироватьсяна
ограниченной плоскости (экран планшета)
Формировать умение играть с
плоскостными и объемными
фигурками на месторасположение и
пространственное отношение друг кдругу

Лексическая тема «Посуда»
«Спор вилки с ложкой»
Речевое развитие/
заучивание короткого
стихотворения через
пальчиковую игру на
песке

Расширять представления о посуде,
столовых приборах
Формировать умение дифференцировано
подходить к выбору столовых приборов
для разныхпродуктов питания
Заучивать короткие стихи снаглядностью
на планшете

Экран стола голубого или синегоцвета
Плоскостной макет (силуэт голого
дерева)
Плоскостные листики разного цвета:
зеленые, красные, желтые,
оранжевые
Трубочка для коктейля
Экран стола голубого цвета
Плоскостные модели деревьев
хвойных и лиственных пород Макет
солнца, облаков птиц Песок
желтого, оранжевого цвета
Бисер голубого цвета (капли дождя)
Плоскостной материал раздаточный
для детей (осенние листья)
Экран стола любого цвета
Материал на мелкую моторику
Плоскостной макет платочка без
украшений (прямоугольный)

Экран стола зеленого/желтогоцвета
Плоскостные макеты двух тарелочек
Игрушечные ложка и вилка Маленькая
кукла (объемная) Манная
крупа/гречневая крупа/рис

9 занятие
10 занятие
11 занятие

3 неделя
4 неделя
I неделя

Лексическая тема
«Продуктыпитания»
д/игры «Вкусная
кашка илиЗолушка»
познание/развитие
познавательноисследовательской
деятельности

Формировать умение играть в различные
дидактические игры
Развивать в игре сообразительность,
внимательность, ловкость рук
Содействовать проявлению ассоциативнообразного и логическогомышления

Экран стола оранжевого цвета
Плоскостные макеты тарелочек одна,
две- для сортировки круп
Крупы- рис, гречка, горох

Лексическая тема
«Комнатныерастения»
«Посади цветы в
горшочки» Речевое
развитие/грамматический
строй речи

Сформировать представления детей о
комнатных цветах
Продолжать развивать речь каксредство
общения
Совершенствовать умение согласовывать
слова в предложениях, закрепляяосновные
грамматические категории в соответствии
с возрастными особенностями детей

Экран стола желтого цвета
Плоскостная фигурка –макет
подоконника, горшков без цветов
Лепестки из фетра для цветов
Зеленый песок
Стеклянные декоративные цветочки
разных цветов (мини-коллекция

Лексическая тема «Зима»
«Чья зимняя дорожка из
следовдлиннее?»
Познание/ФЭМП

Формировать умение ориентироватьсяна
ограниченной плоскости планшета
Закреплять понятия «длинный –
короткий»

Экран стола голубого цвета Манная
крупа или белый песок Кинетический
песок/печатки следовживотных
Плоскостной макет домиков зайчикаи
лисицы
Мини – игрушки объемные заяц, лиса
Шнурок

12 занятие
13 занятие
14 занятие
15 занятие

2 неделя
3 неделя
2 неделя

4 неделя

Декабрь
Январь

Лексическая тема
«Зимниезабавы»
«Я катаю снежный ком- это
будет Кошкин дом!»
Лаписова М. Речевое/
заучивание стихотворения
через пальчиковые игры на
песке

Продолжать формировать умение при
помощи пальчиковых игры на песке
заучивать стихотворения наизусть

Экран стола синего цвета Миниигрушка объемна КошкаМанная
крупа или белый песок кварцевый

Лексическая тема «Новый
год»
«Новогодний снегопад!»
Познание/ознакомление с
миромприроды

Расширять и уточнять представлениядетей
о природе, о таком природном явлении как
снегопад
Побуждать детей к наблюдениям ианализу
Давать возможность эмоционально
переживать сезонные изменения и
радоваться смене времен года

Экран стола голубого или синегоцвета
Макет силуэта голого дерева (ствол и
ветви)
Манная крупа либо песок белогоцвета
Трубочка для коктейля

Лексическая тема «Новый
год»
«Новогодний
подарок для
зайчонка»
Речевое развитие/связная
речь
Лексическая тема
«Домашние
животные»
«На ферме»
Речевое развитие/игры на
формирование словаря

Расширять представления детей о
многообразии окружающего мира
Продолжать развивать речь каксредство
общения
Совершенствовать умение
согласовывать слова в предложениях

Экран стола голубого цвета
Плоскостной макет подарка Песок
золотого цвета Объемная игрушказайчик
Плоскостной макет- морковка в
подарочной упаковке

Сформировать представления детей отом,
кто живет на ферме
Пополнять и активизировать словарьна
основе углубления знаний по
данной теме

Экран стола зеленого цвета
Плоскостные макеты домов, земли ,
травы воды, заборчика, будки, солнца,
облаков
Песок зеленого цвета, синего цвета
Домашние животные , куры, утки,
объемные игрушки из коллекции
домашние животные, домашние
птицы
Рис, гречка, пшено

16 занятие

3 неделя

17 занятие
18 занятие

I неделя

4 неделя

Январь
Февраль

Лексическая тема
«Дикиеживотные»
«Изучаем следы диких
зверей» Познание/развитие
познавательноисследовательской
деятельности Игры с песком
на развитие тактильной
чувствительности,
сенсорного восприятия
Лексическая тема
«Рыбы (аквариумные,
пресноводные)»
«Речные обитатели» или
«Сокровища сказочного
озера» Речевое
развитие/грамматический
строй речи
Лексическая тема
«Человек.Части
тела»
«Выложи человечка из
геометрических фигур»
Познание/ФЭМП

Совершенствовать координацию рукии
глаза
Развивать мелкую моторику рук
Формировать умение выделять в процессе
восприятия несколько качествпредмета по
форме, величине, строению, положению в
пространстве

Экран стола зеленого и ли
голубого цвета
Пески на выбор ребенка, разные
мелкие игрушки (объемные)
Детали, кисточки, лопатки, трубочкидля
коктейля

Продолжать развивать речь каксредство
общения
Расширять представления детей о
многообразии окружающего мира (о
рыбах, живущих в пресных водоемах)
Совершенствовать умение
согласовывать слова в предложениях:
существительные с числительными (пять
карасей плывут по реке) и т.д.
Развивать и закреплять представления
детей о частях тела человека
О геометрических фигурах
Формировать умение выделять особые
признаки фигур с помощью зрительного
и осязательнодвигательного анализаторов

Экран стола желтого цвета
Плоскостные фигуры- модели
водных обитателей
Ракушки разных размеров,
плоскостные модели водорослей,
разноцветные камни и стекляшки
Синий песок
Кораблики (объемные)
Экран стола фиолетового цвета Набор
плоскостных карточек с
геометрическими фигурами (квадрат,
круг, прямоугольник, овал, треугольник)
Игрушка Незнайка объемная

19 занятие
20 занятие
21 занятие

2 неделя
3 неделя
4 неделя

Февраль

Лексическая тема «Семья»
«На что это
похоже?» Речевое
развитие/ игры на
формирование
словаря

Пополнять и активизировать словарьна
основе углубления знаний о
ближайшем окружении
Развивать внимание, смекалку,
ассоциативно- образное мышление

Лексическая тема
«Профессии(мужские)»
«Угадай на ощупь»
Познание/развитие
познавательноисследовательской
деятельности Игры с
песком на развитие
тактильной
чувствительности,
сенсорного восприятия

Совершенствовать координацию рукии
глаза
Развивать мелкую моторику рук в
разнообразных видах деятельности
Продолжать формировать умение
выделять в в процессе восприятия
несколько качеств предметов по форме,
величине, из какого материла изготовлен
и для чего может пригодиться в какой
мужской профессии

Лексическая
тема «День
защитника
Отечества»
«Есть такая профессияРодинузащищать!»
Речевое/связная речь

Совершенствовать диалогическую
речь: учить участвовать в беседе
Развивать умение детей
рассказывать:упражнять в
составлении рассказа покартине

Экран стола зеленого цвета
Демонстрационный материал:
картинка с членами семь (бабушка без
очков, мама с поварешкой без
кастрюли, папа с доской в руках без
молотка, ребенок без игрушки
Плоскостные модели силуэтные:
очки, кастрюля, молоток, неваляшка
или машинка
Материал для составления
силуэтного цветного изображения
Экран стола синего или голубогоцветов
Пески на выбор ребенка (жел-но не
яркий: белый, желтый, оранжевый)
Мини- игрушки из коллекции:
маленький пистолет или автомат,
слесарный инструмент- молоток,
отвертка, маленькая машинка,
самолетик
Демонстрационный материал потеме:
картинки с мужскими
профессиями: военный, рабочий,
водитель, летчик
Экран стола голубого цвета Анимэкартинка для создания фона
демонстрационная
Плоскостные макеты людей в в
военной форме: летчик, солдат,
моряк, танкист
Материал на мелкую моторику для
оформления и дополнения картинына
всех этапах составления рассказа

22 занятие
23 занятие
24 занятие

I неделя
2 неделя
3 неделя

Март

Лексическая тема
«Праздникмам»
«Украсим платочек для
мамочки»
Познание/ФЭМП

Лексическая тема «Весна
ранняя»
«Бежит ручеек»
Речевое/заучивание
стихотворенияс
помощью пальчиковой
игры на песке
Лексическая тема «Весна»
«Весенний ветерок»
Познание/ознакомление с
миромприроды

Формировать умение ориентироваться
на ограниченной плоскости (экран
планшета)
Определять пространственные
отношения предметов и их
месторасположение на экране
Формировать умение слушать
словесную инструкцию: по
инструкции украсить макет
платочка
Формировать умение заучивать короткие
стихи, а также выполнять
дидактические упражнения, используя
игры на песке, а также другой
вспомогательный материал

Рамка красного цвета
Макет плоскостной платочка
Набор для украшения (любой имеет
пять видов декоративного крашения)
Словесная инструкция, которая может
быть нарисована как план- схема для
ребенка в упрощенном варианте

Расширять и уточнять представления
детей о природе, о некоторых природных
явлениях, характерных длятакого времени
года как весна
Развивать мелкую моторику, органы
дыхательной системы

Экран стола голубого цвета Макет
плоскостной (силуэты гологодерева,
кутов)
Два листа картона коричневого цвета
Песок белого цвета
Трубочка для коктейля для имитации
такого природного явления как ветер:
выдувание, прикосновение

Экран голубого цвета
Песок белого цвета
Бисер синего цвета, либо другой
материал на мелкую моторику синего
цвета
Плоскостной макет смешанноголеса,
кустов

25 занятие
26 занятие
27 занятие
28 занятие

4 неделя
I неделя
3 неделя Апрель

2 неделя

Апрель
Апрель

Лексическая тема
«Перелетныептицы»
«Птицы прилетели» Речевое/
связная речь

Совершенствовать диалогическую речь
Упражнять в составлении рассказов по
картине на планшете, созданной
ребенком с использованием
раздаточного демонстрационного
материала

Экран стола голубого или синегоцветов
Плоскостной макет картины с
незаконченным изображением и не
дополненными деталями по теме
«Птицы прилетели»
Материал для оформления картиныпо
теме на мелкую моторику

Лексическая тема «Мебель»
«Какой предмет мебели
в какомдомике живет?»
Познание/ФЭМП

Формировать и развивать
представления детей о геометрических
фигурах
Сравнивать мебель по форме, уметь
определять на какую геометрическую
фигуру она похожа
Мотивировать детей на исследование
составных частей выбранной по своему
усмотрению образцу мебели
Пополнять и активизировать словарьна
основе углубления знаний о
транспортных средствах и их
назначении
Упражнять в подборе существительныхк
прилагательному (это кранный
автомобиль и т.д.)
Расширять и уточнять представлениядетей
о природе, о специфике садово-парковых
растений, о том, зачем в городе создают
парки и аллеи
Мотивировать детей обращать внимание
на растения, которые растутрядом с
домом, детским садом и т.д

Экран стола сиреневого цвета
Плоскостные макеты домов с
геометрическими фигурами
Раздаточный материал: картинки с
различной мебелью: овальный
журнальный столик (вид сверхусбоку), прямоугольный шкаф,
квадратная тумбочка
Песок кварцевый сиреневого цвета
Экран стола желтого цвета Макеты
плоскостные не цветныепяти
автомобилей
Пески пяти цветов
Кружки пяти цветов диаметром 7
сантиметров

Лексическая тема
«Транспорт»
«Цветные автомобили»
Речевое/ игры на
формированиесловаря
Лексическая тема «Наш
город.Наша улица»
«В парках нашего города»
Познание/ознакомление с
миромприроды
Парковая культура

Экран стола голубого цвета или
зеленого цвета
Демонстрационный плоскостной
материал- картина с изображением
аллеи, где кусты вдоль аллеи не
цветные
Песок зеленого цвета
Цветы из стекла разноцветные
Материал на мелкую моторику

29 занятие
30 занятие
31
занятие
32 занятие

4 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Май

Лексическая тема «Весна
поздняя»
«Половодье» Речевое/
связная речь

Лексическая тема «Сад.
Огород»
«Яблони в цвету»
Речевое/грамматический
строй речи

Лексическая тема «Лето.
Луг.Цветы полевые»
«Солнышко и дождик»
Познание/ ознакомление с
миромприроды
Лексическая тема «Деревья.
Кустарники»
«Как коза избушку построила»
Речевое/ пересказ русской
народнойсказки

Формировать умение составлять рассказ
по картине, дооформленной изразного
материала
Побуждать ребенка самостоятельно
украсить картину не достающими
элементами
Упражнять детей придумывать свои
истории, используя наглядный образец
Продолжать развивать речь каксредство
общения
Расширять представления детей о
многообразии окружающего мира
Совершенствовать умение
согласовывать слова в предложениях (я
украшаю яблоню бусиной красного цвета)
закрепляя основные грамматические
категории в соответствии с возрастными
особенностями детей старшей группы
Расширять и уточнять представления
детей о природе летом, о различных
природных явлениях, характерных для
летнего периода
Формировать умение составлятьпересказ
по прослушанному произведению
Продолжать развивать речь каксредство
общения
Формировать умение участвовать вбеседе

Экран стола зеленого цвета Картина
плоскостная для фонового рисунка с
недостающими элементамиМатериал
для дополнительного оформления не
достающими элементами
Голубой и зеленый песок Перо,
стека, палочка для песка
Природный материал (кора, мох)
Экран стола зеленого цвета
Плоскостные силуэты деревьев
Белые маленькие бусины и бисер
Зеленый песок
стека

Экран стола зеленого цвета
Плоскостной макет солнца и тучи,
травы и лужи
Круглые стеклянные бусины
прозрачные
Экран стола зеленого цвета
Плоскостные макеты: яблоня, дуб,
осина, шиповник, береза
Плоскостные фигурки козы с
козлятами, старухи
Материал на мелкую моторику для
оформления планшета по сказке

Занятие
1 занятие
2 занятие
3 занятие

Неделя
III неделя
IV неделя
I неделя

Октябрь

Сентябрь

Месяц

Второй год обучения (подготовительная группа – 6-7 лет)
Тема

Программное содержание

Материал и оборудование

«Здравствуй Радужный
Продолжать знакомить с многообразием
мир»
животного и растительного мира
Социально- коммуникативное С
предметами и
явлениями
развитие/ФОБ в природе
неживой природы

Экран стола голубого цвета Плоскостные
фигурки:
4
шт. (2
объекта живой, 2 объекта неживой
природы) расположены на нижнемэкране
в два ряда напротив другдруга, песок
белого цвета, гречка

Лексическая тема
«Игрушки»
«Моя любимая игрушка»
Художественно- эстетическое
развитие/ составление
композициииз разных
материало

Формировать умение сравнивать силуэтс
образцом и подбирать материал по
цветовой гамме
Развивать
желание
добиваться
максимального сходства с образцом,
подбирать пески нужного цвета и в
пределах контура распределять песок по
шаблону

Экран стола белого цвета Плоскостной
макет фигур машины,матрешки, собачки,
медведя(желательно иметь настоящие
игрушки – служат образцами для
выполнения)
Разноцветные пески
Набор украшений для композиции

Лексическая тема «Овощи»
«Собери спелые
ягодки» Социальнокоммуникативное
развитие/ ФОБ в
природе

Продолжать знакомить детей с
многообразием растительного мира
Привлекать детей к рассуждению о том,
какие ягоды можно есть, какие нет(не
спелые, грязные, ягоды, которые нам не
известны)

Экран стола зеленого цвета
Плоскостные модели ягод, а также
объемные ( искусст. камни- круглые
малые и большие- бусины) красногои
зеленого цвета
Плоскостной макет- лес
Плоскостная корзинка (лукошко)
Рис

4 занятие
5 занятие
6 занятие
7 занятие

2 неделя
3 неделя
4 неделя
I неделя

Ноябрь

Лексическая тема «Фрукты»
«Яблочко на тарелочке»
Художественноэстетическое
развитие/рисование в технике
sand-art,
Лексическая тема «Осень.
Грибы»
«Уроки безопасности
тетушкиСовы»
Социальнокоммуникативное
развитие/безопасность
собственной
жизнедеятельности
Лексическая тема «Лес.
Деревья»
«Осенняя мозаика»
Художественноэстетическое развитие/
составление мозаичного
панно
Лексическая тема
«Одежда,обувь,
головные уборы»
«Прогулка по
осеннему лесу»
Социальнокоммуникативное
развитие/ФОБ в
природе

Формировать умение рассыпать песок в
пределах контура, прорисовывая боле
светлые места кончиком пальцев
Распределять песок по поверхности
планшета не заходя за контур силуэтана
нижнем экране анимэ- картинки
Формировать представления детей отом,
какие грибы съедобные, а какиенет
Вызывать желание бережно относитьсяк
объектам живой природы

Экран стола зеленого цвета
Плоскостной макет яблока на
тарелочке
Песок желтого, оранжевого, красного
цвета

Формировать представления детей об
элементах мозаики
Раскрывать перед ними красотуосеннего
леса
Вызывать желание создать мозаичное
панно на осеннюю тематику

Экран стола голубого цветаАнимэкартинка плоскостная (осенний
пейзаж)
Пески разного цвета, элементы
мозаики, детали для отделки Дополн.
материал по желанию в комплекте
(кисть, стека, трубочка)
Экран стола желтого или
оранжевого цвета
Набор картинок: панамка, сандалии,
осенняя куртка, санки, зонт, шапка,
резиновые сапоги, сарафан.
Два кружка красного цвета для
выделения картинок не относящихсяк
теме «одежда, обувь, головные уборы»

В игровой форме дать детям
представление об одежде для прогулок
осенью по лесу
Формировать умение сортировать
картинки по принадлежности
Расширять представления детей одикой
природе, рассказывая о
безопасном поведении в лесу

Экран стола зеленого цвета
Плоскостные макеты грибов
(мухомор, рыжик, гриб- боровик,
опята, лисички, поганка)
Плоскостной макет корзинки Рис
или гречка

8 занятие
9 занятие
10 занятие
11 занятие

2 неделя
3 неделя
4 неделя
I неделя

Декабрь

Лексическая тема «Посуда»
«Гжельская роспись
посуды» Художественноэстетическое
развитие/рисование
трафаретнойросписи
голубым песком
Лексическая тема
«Продуктыпитания»
«Уроки тетушки Совы» «О
грязныхи немытых
продуктах»
Социальнокоммуникативное развитие/
безопасность собственной
жизнедеятельности
Лексическая тема
«Комнатныерастения»
«Цветочная фантазия»
Художественноэстетическое развитие/
составление композициииз
разных материалов
Лексическая тема «Зима»
«Мышонок заблудился»
Социальнокоммуникативное/ ФОБв
природе

Формировать умение создавать
декоративные композиции по мотивам
гжельской росписи
Раскрывать перед детьми красоту и
эстетический вкус от созерцания готовой
работы
Формировать представления детей отом,
какие правила необходимо соблюдать для
сохранения и укрепления собственного
здоровья

Развивать у детей желание
использовать разные материалы для
составления композиции по теме
Дать представление о сочетании
разных материалов природного и
искусственного происхождения
Продолжать формировать умение
ориентироваться на ограниченной
плоскости экрана планшета
Закреплять навык поведения зимой влесу,
правил поведения в дикой природе

Экран стола белого цвета Плоскостной
макет блюда, тарелки,вазы,
выкладывается на нижний экран
Голубой или синий песок
Трафарет (узоры гжельские цветы)
Стека, ребристая палочка для
создания узора на песке
Экран стола белого цвета Плоскостные
картинки по теме, песоклюбого цвета по
желанию ребенка, плоскостные круги
красного цвета и зеленого цвета
диаметром пять сантиметров

Экран стола белого цвета Плоскостной
макет- шаблон черно-белый фиалки,
цветущего кактуса Различный
материал на мелкую моторику (декор.
камешки, пески, бусины, мозаичные
элементы сиреневого цвета для
составления лепестков фиалки и т.д.
Экран стола синего цвета Материал на
мелкую моторику белыйпесок, манная
крупа
Плоскостные картинки- макеты зимней
природы (дерево, горка снега-берлога,
кусты, другие зимние пейзажи)
Объемная фигурка мини- игрушка
Мышонок

12 занятие
13 занятие
14 занятие
15 занятие

2 неделя
3 неделя
2 неделя

4 неделя

Декабрь
Январь

Лексическая тема
«Зимниезабавы»
«Зима, зимушка, зимазимниеузоры!»
Художественноэстетическоеразвитие/
рисование на песке
Лексическая тема «Новый
год»
«Безопасный Новый Год!»
Социальнокоммуникативное
развитие/безопасность
собственной
жизнедеятельности
Лексическая тема «Новый
год»
«Новогодняя игрушка»
Художественно- эстетическое
развитие/составление
мозаичного панно

Формировать умение рисовать морозные
узоры посредством пальцевили
вспомогательных средств на панели
планшета по песочному полю

Лексическая тема
«Домашниеживотные»
«Кошка на окне»
Художественноэстетическое
развитие/рисование на
песке

Помогать детям при передаче сюжета
располагать изображения на всей
поверхности планшета в соответствиис
содержанием действия
Направлять внимание детей на передачу
соотношения объекта повеличине
Формировать умение рисовать на пескев
технике Sand –Art

Экран стола голубого или синегоцвета
Плоскостной макет для нижнего экрана
«Макет окна старинного» Манная крупа
или песок белого цветаВспомогательный
материал
(трубочки д/коктейля, стеки, кисти)

Формировать умение составлять
композицию из разных материалов на
тему «новогодняя елка»
Закрепить навык обращения с
новогодними украшениями - гирляндами,
свечами, стекляннымиигрушками и т.д.

Экран стола фиолетового цвета
Зеленый песок
Материал на мелкую моторику
(шарики, бусины, стеклянные
украшения, плоскостные новогодние
украшения, мини-гирлянды) Фигурка
объемная- пожарник, пожарная
машина, мини- коллекция кукол
Продолжать формировать умение создавать Экран стола оранжевого цвета
декоративные композиции
Плоскостной макет хвойной еловойветви
Продолжать закреплять и обогащать
Плоскостной черно- белый макет
новогодней игрушки
представления детей о цветах и оттенках
Материал на мелкую моторику по
окружающих предметов
усмотрению ребенка (пески разных
цветов, бусины, блестки, ракушки ит.д.)
Экран стола желтого цвета Песок
серого и белого цвета Бусины черного,
красного, зеленогоцветов
Палочка для рисования на песке, перо

16 занятие

3 неделя

17 занятие
18 занятие

I неделя

4 неделя

Январь
Февраль

Лексическая тема «Дикие
животные»
«История о том, как волк и
медведьпознакомились с
дорожными знаками»
Социальнокоммуникативное
развитие/ФОБ на
дороге
Лексическая тема «Рыбы»
«Золотая рыбка»
Художественно- эстетическое
творчество/составление
композиции из разных
материалов

Формировать знания у детей о назначении
светофора и дорожныхзнаков
Обратить вниамние детей на важностьи
необходимость соблюдения правил
дорожного движения

Экран стола белого цвета
Плоскостные макеты светофора,
дорожных знаков
Пески трех цветов (красный, желтый,
зеленый)
Объемные игрушки из коллекции
«дикие животные»: волк, медведь

Прививать желание творчески подходить
к выбору компонентов дляработы
(самостоятельный выбор
набора материалов для составления
композиции)
Продолжать формировать умение
создавать декоративные композиции

Экран стола голубого цветаНа первом
этапе шаблон макет плоскостной «золотая
рыбка»
Золотой песок
Бусины и декор. камни
Пайетки желтого цвета большиекруглые
для имитации чешуи Синий песок
Макет плоскостной водоросли,речного
дна

Лексическая тема
«Человек.Части
тела»
«Собери для Незнайки
съедобныегрибы в лукошко»
Социальнокоммуникативное
развитие/ФОБ в
природе

Продолжать знакомить детей с
многообразием растительного мира
Формировать представление детей о том,
какую пользу для здоровья человека могут
приносить съедобныегрибы

Экран стола зеленого цвета
Плоскостные модели грибов разных
видов
Плоскостная корзинка или лукошко
Рис
Игрушка Незнайка

19 занятие
20 занятие
21 занятие
22 занятие

2 неделя
3 неделя
I неделя

4 неделя

Февраль
Март

Лексическая тема «Семья»
«Рисуем солнышко для
дружнойсемейки»
Художественноэстетическое
развитие/рисование на
песке
Лексическая тема
«Профессии(мужские)»
«Дядя Степа- постовой!»
Социальнокоммуникативноеразвитие/
ФОБ на дороге

Лексическая тема «День
защитника Отечества»
«Флаг РФ»
Художественноэстетическое развитие/
составление мозаичного
панно
Лексическая тема
«Праздникмам»
«Украсим маме платье»
Речевое/грамматический
строй речи

Развивать воображение, мышление,
прививать способность к анализу
Развивать мелкую моторику
Формировать умение рисовать на пескев
технике Sand-Art

Экран стола голубого цвета
Картинка дружной семейки
Песок желтого или оранжевого цвета

Формировать знания детей о мужских
профессиях, связанных с соблюдением
порядка на дороге
Развивать самосознательность и
потребность в безопасном поведениина
дороге

Экран стола белого цвета Объемная
фигурка постового ДядяСтепы,
машинки, куклы из мини- коллекции
Плоскостные макеты элементов
дороги (проезжая часть, тротуар,
пешеходный переход и т.д.)
Дорожные знаки, светофор объемные
модели
Экран стола белого цвета
Плоскостной макет изображения
флага не цветной
Мозаичные элементы разной
фактуры и размера: красный, белый,
синий

Продолжать формировать умение
составлять цельный образ из элементов
мозаики
Дать представление детям о том, чтотакое
флаг, какое значение имеет цветовое
решение Российского триколора
Продолжать развивать речь каксредство
общения
Расширять представления детей оженском
празднике 8 марта
Совершенствовать умение согласовывать
числительные ссуществительными и
другие грамматические категории
(множ.число и т.д.)

Экран стола белого цвета, плоскостная
фигурка женского силуэта в не
раскрашенном платье Любой материал
на мелкую моторикуна выбор ребенка
Палочка, перо, стека

23 занятие
24 занятие
25 занятие

2 неделя
3 неделя
4 неделя

Март

Лексическая тема «Весна
ранняя»
«Проталинка»
Художественноэстетическое
развитие/рисование на
песке
Лексическая тема «Весна»
«Осторожно! Весенний
гололед!» Социальнокоммуникативное
развитие/безопасность
собственной
жизнедеятельности

Развивать воображение, мышление,
Развивать мелкую моторику
Формировать представления детей о
ранней весне, о таком явлении, как таяние
снега и появление проталин
Формировать умение рисовать на пескев
технике Sand-Art
Формировать представления детей о том,
какие правила необходимо соблюдать на
прогулке во время гололеда для
сохранения собственногоздоровья

Лексическая тема
«Перелетныептицы»
Гнездышко и птичка
Художественно- эстетическое
развитие/ составление
композициииз материалов
природного происхождения

Формировать умение составлять
композицию по теме, используя материал
природного происхождения
Развивать мелкую моторику рук
Прививать доброе и положительное
отношение к перелетным птиц

Экран стола оранжевого цвета Два листа
картона коричневого цветаБелый песок
или манная крупа Плоскостные макеты
деревьев, кустов, солнца, облаков,
берлоги
медведя
Экран стола желтого цвета
Плоскостной демонстрационный
материал: знак «Осторожно
гололед!»
Плоскостные фигурки детей в
весенней одежде фигурка
движущегося человечка, статичная
фигурка
Песок зеленого и красного цветов
Плоскостной макет льда
Песок белого цвета
Экран стола голубого цвета
Плоскостной макет для фонового
рисунка: дерево, гнездо, солнце,
облако
Природный материал: веточки
гербария, травы, шишки, желуди,
листочки
Объемные фигурки птиц, птенцовпшено

26 занятие

I неделя

Формировать представления детей отом,
какие правила необходимо
соблюдать, когда играешь в подвижные
игры дома рядом с различными видами
мебели(шкаф со стеклянными
дверцами и т.д.)
Формировать потребность в бережном
отношении к мебели

Лексическая тема
«Транспорт»
«Пожарная машина»
Художественноэстетическое
развитие/рисование на
песке потеме

Развивать воображение, мышление,
Развивать мелкую моторику
Формировать представления детей о
специальном транспорте, о его назначении
Формировать умение рисовать на песке,
используя вспомогательные инструменты:
кисть, палочка для песка,печати и штампы
песочные
Формировать знания детей о назначении
светофора, как важном элементе
регулирования безопасногодвижения на
дороге
Активизировать потребность знать
дорожные знаки и не нарушать правил
дорожного движения

27 занятие
28 занятие

3 неделя

Апрель

2 неделя

Апрель

Лексическая тема «Мебель»
«Уроки безопасности
ТетушкиСовы»
Социальнокоммуникативное
развитие/безопасность
собственной
жизнедеятельности

Лексическая тема «Наш
город.Наша улица.»
«Осторожно! Проезжая
часть!»Социальнокоммуникативное развитие/
ФОБ на дороге

Экран стола голубого цветаРяд
плоскостных картинок: с
изображением правильного и не
правильного поведения дома, играя в
подвижные игры
Песок красного цвета - символ
запрещающего поведения
Ребенок вместе с педагогом
определяет опасность и закрывает
картинку песком равномерно
распределяя его по поверхности.
Экран стола голубого цвета
Демонстрационный материал по
теме: Пожарная машина
Плоскостной макет не цветной
пожарной машины

Экран стола желтого цвета
Плоскостной макет проезжей части
(перекресток) с недостающими
элементами (нет пешеходного
перехода- его ребенок сам выложитиз
сыпучего материала, нет светофора)
Песок черного цвета или гречка
Полоски черного или коричневого
цвета

29 занятие
30 занятие
31 занятие

4 неделя
2 неделя
3 неделя

Май
Май

Лексическая тема «Весна
поздняя»
«Березовая роща»
Художественно- эстетическое
развитие/ составление
мозаичногопанно

Формировать умение составлять
композицию из разных компонентов
мозаики, используя материал природного
и искусственного происхождения
Развивать мелкую моторику рук
Прививать доброе и положительное
отношение к природе (растениям и
деревьям)

Лексическая тема «Сад.
Огород»
«Тюльпаны для мамы»
Художественноэстетическоеразвитие/
рисование на
кинетическом песке

Познакомить детей с нано- песком
Формировать умение рисовать
специальной палочкой на ровной
поверхности песка (прием плавного
надавливания)
Формировать умение, соблюдая
пропорции изобразить стебель, бутон и
листья тюльпана
Формировать представления детей отом,
что не все цветы могут быть
безопасными, некоторые цветы в дикой
природе могут нанести вред (ожог,
отравление, зуд, аллергия)
Закрепить понятия цветы садовые и
полевые (луговые0
Воспитывать бережное отношение к
цветам и не рвать их ради небольшого
мига удовольствия от созерцания красотой
цветов

Лексическая тема «Лето.
Луг.Цветы полевые»
«Не знакомые цветы и
растения влесу»
Социально- коммуникативное
развитие/ ФОБ собственной
жизнедеятельности

Экран стола зеленого цвета
Плоскостной макет одна березкаостальные ребенок будет делать по
подобию
Бисер зеленого цвета
Песок белого цвета
Песок зеленого цвета
Декоративные камни, цветочки
Палочка для песка
Экран стола желтого цвета
Кинетический песок белый
Специальная палочка для рисованияна
песке

Экран стола зеленого цвета
Плоскостной макет луга, поля с
изображением разных цветов, в том
числе ядовитых (чистотел, ядовитый
плющ)
Песок красного и зеленого цветов

32 занятие

4 неделя

Лексическая тема «Деревья.
Кустарники»
«Радужное дерево»
Художественно- эстетическое
развитие/составление
композициииз разных
материалов

Развивать творческий потенциал детей
Проявлять фантазию и воображение
Формировать умение использовать
разные материалы для создания общей
композиции

Экран стола фиолетового цвета
Материал на мелкую моторику Макет
силуэт дерева сказочного Кварцевый
песок радужных цветов

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».