17.03.2019
Игры для детей дошкольного возраста, освоивших
навык ходьбы на лыжах.
Лыжи — это
замечательный зимний вид спорта, популярность которого с каждым годом только
растет. Для любого детского сада доступно обучение детей передвижению на лыжах,
так как оно не требует создания особых условий.
Большая роль при обучении детей
ходьбе на лыжах принадлежит играм. Они вызывают интерес к передвижению на
лыжах, являются своеобразными упражнениями, при которых совершенствуются
двигательные навыки, спусков, подъемов, развивается функция динамического
равновесия, игровые движения способствуют выработке умений управлять своими
движениями.
Кроме того, игры на лыжах формируют
положительные черты характера, воспитывают настойчивость в достижении
определенных целей - добежать до флажка, спуститься, не задевая лежащих веток и
т.п., развивают чувство товарищества, взаимопомощи.
Но для проведения игр весьма важно,
чтобы дети вначале освоили навык ходьбы на лыжах, так как эмоциональное
состояние захватывает ребенка и нередко оказывает отрицательное влияние на
качество движений.
Необходимо тщательно отбирать игры
для проведения их в зимнее время. Объяснение игры должно быть коротким, четким.
Очень осторожно следует подходить к продолжительности игры. В зимнее время игра
проводится в быстром темпе, каждую игру следует вовремя закончить: чтобы не
наступило утомление, а ребенок не потерял бы интереса к игре. При отборе игр
необходимо так же учитывать постепенное увеличение и снижение физиологической
нагрузки (последняя игра должна быть не очень подвижной. В игры для детей
дошкольного возраста хорошо внести элементарные соревнования, но лишь тогда,
когда сформирован двигательный навык передвижения на лыжах. В таком случае все
внимание детей будет направлено на выполнение правил и развитие сюжета игры.
«Шире шаг»
Взрослый
предлагает ребёнку пройти 20–25 метров без палок, делая широкие скользящие
шаги. Рекордной считается попытка, когда ребёнку удаётся пройти дистанцию,
сделав наименьшее количество шагов. Во время дальнейших прогулок он должен
попытаться улучшить свой результат.
«Конькобежец на лыжне»
Сперва
дети передвигаются по лыжне, заложив руки за спину и слегка наклонившись
вперёд, подражая позе конькобежца. Затем ребёнок должен выпрямиться, опустить
руки и попробовать прокатиться вперёд, отталкиваясь лыжами так, как будто он
едет на коньках.
«Кто быстрее?»
Дети
становятся в линию на расстоянии 2–3 шагов друг от друга. По сигналу они
начинают бежать на лыжах по прямой до указанного места (расстояние должно
составлять 25–30 метров). Выигрывает тот, кто достигнет цели первым. Назад дети
возвращаются спокойным шагом.
«Слалом»
На
ровной лыжне нужно расставить 5–7 меток (это могут быть лыжные палки, веточки и
т. д.). Ребёнок должен пройти между ними на лыжах, совершая повороты и
огибая палки то с правой, то с левой стороны. В соревнованиях выигрывает тот,
кто пройдёт дистанцию быстрее других и не свалит ни одной метки.
«Лесная карусель»
Несколько
ребят становятся на лыжню, проложенную вокруг невысокого деревца или куста.
Дети одновременно бегут по лыжне вокруг ёлочки, стараясь сохранять между собой
заданное в начале игры расстояние. Пробежав несколько кругов в одном
направлении, дети должны остановиться и, немного отдохнув, развернуться и
побежать в другом направлении.
«Догонялки»
На
снегу по кругу прокладывается круговая лыжня диаметром 25–30 метров. Двое детей
становятся на лыжню на равном расстоянии друг от друга. По сигналу взрослого
они начинают бег по кругу в заданном направлении и пытаются догнать друг друга.
Когда взрослый произнесёт: «Стой!», дети должны остановиться, а взрослый должен
оценить расстояние между ними.
«Восьмёрка»
Ребёнок должен выписать на снегу восьмёрку, совершая
повороты переступанием влево и вправо. Диаметр каждого кольца восьмёрки должен
быть примерно равен 2,5–3 метрам. Каждый ребёнок может выписывать свою
восьмёрку или несколько детей могут идти друг за другом по одной восьмёрке.
Необходимо пройти несколько раз в одну, потом в другую сторону.
«Встречная эстафета»
На
площадке на расстоянии 60 метров друг от друга прокладываются два параллельных
лыжных следа – стартовые линии. Играющие делятся на две команды. Дети
встают в колонну за линиями. По сигналу взрослого те дети, которые стоят в
колоннах первыми, бегут навстречу друг другу, стремясь как можно быстрее добежать
до противоположной стартовой линии. В момент её пересечения ребёнок подаёт
условный знак (взмах руки, хлопок над головой, возглас и т. д.), по
которому следующий член его команды начинает бег. Выигрывает та команда,
которая первой окажется в полном составе за стартовой линией другой команды.
«Попробуй догони!»
В
игре участвует небольшая группа детей. Линия финиша обозначается одна, но
каждый участник игры имеет свою стартовую отметку на лыжне. Наиболее
подготовленные участники могут пробежать 100 метров, те, кто немного
слабее, – 80 или 60 метров. По сигналу взрослого все дети стартуют
одновременно. Выигрывает тот, кто прибежит к финишу первым.
На
одной стороне площадки втыкают в снег лыжи по числу играющих, на другом
расставляют такое же количество санок. Каждый играющий становится у своих лыж.
По сигналу взрослого ребёнок должен как можно быстрее выполнить три задания:
добежать до противоположной стороны площадки; взять санки, сесть на них и,
отталкиваясь ногами, вернуться назад, аккуратно поставив санки на место; взять
лыжи, встать на них и добежать до противоположной стороны площадки,
остановиться и повернуться кругом, лицом к взрослому, который в это время
должен находиться примерно посередине стартовой линии.
Пятнашки на лыжах
До начала игры флажками отмечают
границы площадки. Играть могут 10—15 человек. Все игроки — на лыжах, но без
палок. Один или два игрока выбираются водящими. Дети разбегаются по площадке, а
водящие стараются их запятнать. Тот, кого запятнали, становится водящим. Он
должен остановиться, поднять вверх руку и громко объявить: «Я вожу».
Наклонись и подними
Игра проводится на небольшом
склоне. Играющие на лыжах, один за другим, спускаются с горки. По дороге на
склоне горы они должны поднять положенный там предмет (кеглю, городок и т. п.).
Для этого надо присесть, согнув посильнее ноги, потом выпрямиться. Не сразу и
не каждому это удается сделать, но после нескольких тренировок этого можно
добиться. Когда ребята хорошо натренируются, можно задачу усложнить: они должны
поднять предмет сначала правой рукой, объезжая его слева, а потом левой рукой,
объезжая справа.
На одной лыже
Несколько игроков идут 15—20 м на
одной лыже, Отталкиваясь палками. Победителем считается тот, кто придет
быстрее, не оступившись ни разу свободной ногой в снег.
Займи место
Играющие, стоя на лыжах,
выстраиваются в колонну по два, но каждая из колонн представляет собой отдельную
команду.
Играющие начинают медленно
двигаться вперед, все время поддерживая равнение в парах. По сигналу руководителя
игроки первой пары быстро поворачиваются в разные стороны и бегут на лыжах
вдоль своих колони (снаружи) в хвост колонны. Здесь они снова поворачиваются
и каждый из них старается поскорее занять место за последним игроком своей
команды. После первой пары, опять по сигналу руководителя, бежит вторая, за ней
третья, потом четвертая пара и т.д. до последней.
За каждого игрока, прибежавшего на
свое место первым, команда получает одно очко. Выигрывает команда, набравшая
наибольшее количество очков.
Танки
На площадке
отмечаются линии старта и финиша. Расстояние между ними 20—25 м. Играющие
делятся на группы (по 6—8 человек в каждой) и выстраиваются у линии старта в
колонны по одному. У каждого игрока по палке, свободный конец которой он
протягивает следующему игроку своей команды, так что получается одна длинная
цепь — танк. По команде все танки начинают двигаться к финишу. Побеждает
группа, чей танк придет первым.
Кто
дальше
Дети
выстраиваются в четыре колонны по одной линии. Впереди колонны, на расстоянии
6-8 м одна от другой, проводятся несколько линий. У каждого из стоящих первыми
в колоннах в руках мяч. По сигналу учителя дети бросают свои мячи на дальность,
отмечая, кто дальше всех его кинет. Бросившие мячи бегут на лыжах за ними и
передают их вторым игрокам, а сами встают в конец колонны. Выигрывает колонна,
в которой окажется большее количество мячей, закинутых за самую дальнюю линию.
Гусеница
На
площадке отмечаются линии старта и финиша. Расстояние между ними 20-25 м.
Играющие делятся на группы (по 6-8 человек в каждой) и выстраиваются у линии
старта в колонны по одному. У каждого игрока — по лыжной палке, свободный конец
которой он протягивает следующему игроку своей команды, так что получается одна
длинная цепь — гусеница. По команде все гусеницы начинают двигаться к финишу.
Побеждает та команда, чья гусеница придёт первой.
Пустое
место
Играющие выбирают водящего. Затем они образуют круг и встают
лицом к центру, заложив обе руки за спину. Водящий бежит на лыжах снаружи
кругам, коснувшись рукой одного из играющих, продолжает движение на лыжах, а
тот, до кого дотронулись, должен бежать в противоположную сторону. Каждый
старается обежать круг и вернуться скорее на пустое место. Не успевший занять
пустое место становится водящим.
Поменяй флажки
Играющие делятся на две колонны.
Каждый ребенок должен пройти расстояние 10 м до флажка, взять флажок и на его
место поставить ругой по цвету. Выигрывает та команда, которая раньше поменяла
цветные флажки.
Будь внимателен!
Дети передвигаются по лыжне. На сигнал
взрослого (поднимает разноцветные флажки) дети меняю движение. Когда взрослый
поднимает зеленый флажок, все идут ступающим шагом, желтый - скользящим шагом,
красный флажок – все останавливаются.
Игра - тот вид деятельности, в процессе которого отражается накопленный детьми жизненный опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые навыки и умения, необходимые для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности. Подвижная игра - важный метод развития физических качеств, важная сторона повышения эффективности физического воспитания.
Инструктор по физической культуре
Кузнецова Олеся Николаевна